На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Журнал ЕЩЁ

79 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия Курзаева
    Спасибо за полезную статью! 👍🙂5 способов увелич...
  • джоzef Nevazno
    Прочитаю данную статью муравьям, надеюсь поймут и уйдут. Тут раньше писали про кротов, так спешу сообщить что статья ...Как избавиться от...
  • Робинзон Робинзонов
    Да. Тёткам почти невозможно догадаться, что это не мужики плохие, а это с ними чего-то не так.Сильная или одино...

Правда и ложь о «Железной Деве»: существовало ли орудие пыток из «Сонной Лощины» Бёртона?

Готическое кино – изысканное отображение ужаса – один из самых давних жанров кинематографа. С хоррором экспериментировали «отцы-основатели» искусства кино – Жорж Мельес, Роберт Вине, Фридрих Мурнау и другие.

«Сонная Лощина» Тима Бёртона и охота на ведьм

Тим Бёртон довел жанр ужаса до фантасмагорической утонченности. ЕЩЁ предлагает Вам разрушить одну из крупнейших мистификаций бёртоновского готического фильма «Сонная Лощина», понять, существовала ли на самом деле так называемая «Железная Дева» – самое страшное инквизиторское орудие пыток? «Легенда о Сонной Лощине» – жуткий рассказ Вашингтона Ирвинга

Прежде чем перейти к экранизации истории о Сонной Лощине, ненадолго обратимся к литературному оригиналу – к рассказу американского автора В. Ирвинга. Писатель говорит о событиях, которые происходят в конце XVIII века в одном из голландских поселений, прозванном Сонной Лощиной. В городок приезжает Икабод Крейн – мужчина, отличающийся суеверием и подозрительностью. Внешность Икабода, как положено для хоррора, болезненная: герой бледный и худощавый. Профессия Крейна – учитель. До приезда в Сонную Лощину он практиковал в Коннектикуте. Внимание приезжего учителя привлекает красивая и богатая наследница здешнего фермера – Катрина ван Тассель. Но на руку девушки претендует не только Икабод. Конкурент Икабода – Авраам «Бром Бонс» ван Брант. Осенним вечером ван Тассели давали у себя дома вечеринку, и случилось так, что Икабод возвращался домой ночью. Вдруг он увидел странного всадника, у которого явно не хватало головы. После встречи с призраком Крейн исчезает. Катрина становится женой ван Бранта. Мистическая на первый взгляд история Ирвинга оказывается хорошо замаскированным детективом: Всадником без головы был, вероятно, сам ван Брант, ведь писатель намекнул в тексте «Легенды о Сонной Лощине», что «Бром Бонс» знал правду об исчезновении Икабода.

В 1999 году Тим Бёртон – американский мастер макабрических и зрелищных фильмов – экранизирует «Легенду о Сонной Лощине». Но в фильме Бёртона события развиваются совсем не так, как это происходит в книге Ирвинга. Кроме того, мастер неординарной кинематографии уделяет внимание деталям. Одна из таких деталей и будет интересовать нас ниже – это орудия пыток.

«Сонная Лощина» Тима Бёртона как энциклопедия приспособлений для пыток

На самом деле, это не правда. Потому что Тим Бёртон во многом приукрасил не только историю о Всаднике без головы и пропавшем учителе (к слову сказать, Икабод Крейн у режиссера превратился в констебля), но и ужасы времен расцвета инквизиции. Примечательно, что Бёртон символически закончил фильм: Катрина ван Тассель осталась с Икабодом Крейном, уехав из мрачного городка, живущего в средневековье, в город. Панорама Нью-Йорка с его широкими проспектами и паровыми машинами, большой город – символ границы между старым временем и новым. Однако нас интересует именно средневековый, мистический аспект эстетики бёртоновских фильмов. Важное место в «Сонной Лощине» занимают детские воспоминания Икабода. В частности, Крейн размышляет о матери, которую считали колдуньей. Отец мальчика – священник – убил жену, использовав одно из самых страшных орудий пыток времен инквизиции – «Железную Деву». Сам Икабод получил шрамы, похожие на точки: испугавшись вида материнского трупа, юный Крейн опрометчиво положил ладонь на одно из орудий пыток.

Различные приспособления для пыток применялись вплоть до XIX века, так что фильм Бёртона можно считать достаточно точным в вопросе воспроизведения этого исторического факта. Режиссер демонстрирует множество методов казни и пыток: это кресла для допросов и так называемый «Трон», пилы, использовавшиеся для «изгнания бесов», крюки и т. д. Все эти орудия существовали и применялись в действительности. Однако что делать с «Железной Девой»? На самом деле, забегая наперед, скажем: «Железная Дева» – это большая мистификация эпохи Просвещения. Описание и применение «Железной девы»

По внешнему виду орудие напоминало саркофаг. Тиму Бёртону удалось довольно точно передать образ «Нюрнбергской Девы» – это второе название интересующего нас объекта. Внутренняя поверхность «Железной Девы» была устлана лезвиями, иглами и острыми шипами. Когда створки саркофага закрывались, острия вонзались в тело жертвы. Создатели этого орудия были умны и изобретательны: иглы внутри «Железной Девы» располагались таким образом, чтобы не задеть жизненно важные органы. Несчастный, приговоренный к такого рода казни, мучился от клаустрофобии, так как внутри саркофага жертву ожидала ужасная теснота. Крики были неслышны, потому что предусмотрительные палачи позаботились о толщине стенок «Железной Девы». В основном, страдали глазные яблоки жертвы, живот, конечности и плечи. Кончина была мучительной. Пожалуй, это чем-то напоминает смерть на кресте. По общераспространенному мнению, первое использование этого вида казни датируется 1515 годом. Этот случай описан в работе Густава Фрейтага – немецкого писателя. Однако есть одно «но», ведь Фрейтаг жил в XIX веке… Смерть человека, заключенного в саркофаг, по истории Фрейтага, наступила лишь через три дня. Считается, что орудие пыток изобрели немецкие мастера. Название «Дева» объекту присвоили из-за того, что его очертания напоминали баварскую девушку. Заметим: документальных данных о применении «Железной Девы» не существует, так что ужасающее орудие оказалось, на поверку, лишь мистификацией – одной из многих сфабрикованных в эпоху Просвещения историй. Кроме того, не осталось ни одного оригинального экземпляра «Железной Девы»: оригинал, якобы, уничтожили во время Второй мировой войны, когда разрушили замок, где хранилось орудие пыток. Остальные примеры «Железной Девы» созданы приблизительно в XVIII веке. Кроме того, любителей истории всегда удивляла тонкость этого вида казни, ведь обычно с колдуньями и ведьмами не церемонились: использовали либо сжигание на костре, либо же утопление.

Таким образом, «Железная Дева», ставшая излюбленным образом любителей жанра хоррор, компьютерных игр со «страшилками», а также фанатов мрачных Средних веков, оказалась лишь мифом. Но если Вы заинтересовались вопросом крупных исторических мистификаций или ужасов, тогда Вам будет интересно окунуться в тайны подводной жизни нашей планеты, кишащей чудовищами, а также разобраться в том, какое холодное оружие действительно существовало, а какое – лишь миф.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх