На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Журнал ЕЩЁ

80 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия Курзаева
    Спасибо за полезную статью! 👍🙂5 способов увелич...
  • джоzef Nevazno
    Прочитаю данную статью муравьям, надеюсь поймут и уйдут. Тут раньше писали про кротов, так спешу сообщить что статья ...Как избавиться от...
  • Робинзон Робинзонов
    Да. Тёткам почти невозможно догадаться, что это не мужики плохие, а это с ними чего-то не так.Сильная или одино...

Шокирующая повседневность императорского Китая. Остановка: средневековье

«Восток – дело тонкое» – фраза, которую мы по привычке вспоминаем, когда речь заходит о Китае, Корее, Японии и т. д. Сегодня ЕЩЕ! решил организовать ретроспективную прогулку по самым странным, самым шокирующим явлениям китайской средневековой культуры. Конечно, отдельную остановку мы сделаем около дворца правителя Поднебесной, чтобы тайком заглянуть за врата императорской опочивальни.

Повседневность, мода, любовь и красота в средневековом Китае

Восточная повседневность отлична от привычного нам западного ее варианта. Зачастую нас шокируют вещи, совершенно нормальные, обычные для представителя той же китайской культуры. Пожалуй, уместно будет вспомнить слова французского историка науки, философа Жоржа Кангиема (1904–1995) об относительности нормы и патологии. Последняя является лишь верхней границей нормы. Итак, что же считали китайцы эпохи средневековья нормой? Давайте узнаем. Повседневность средневекового Китая

Если средневековье прервало традиции античности в Европе, погрузив западный мир в «темные столетия», то на Востоке этот период наоборот обогатил традиции, наполнил их новыми смыслами. Предлагаем Вам ознакомиться с несколькими непривычными элементами китайского жизненного уклада: Китайцы любили дома без потолков. Эти жилища снабжались минимумом мебели, поэтому люди привыкали спать, есть, сидеть на циновках. Двор дома был похож на крепость. Что любопытно, частная жизнь строго охранялась, китайцы не жаловали непрошеных гостей, которых могли выгнать из дому даже пинком. Грубости иногда не могли избежать даже высокопоставленные китайские чиновники – мандарины. Вопрос питания в Китае эпохи средневековья стоял невероятно остро. Здесь не принято было перебирать едой, поэтому гурманство мог позволить себе разве что император. К еде полагался стандартный напиток – вода, ну а богачи порой разбавляли скупость ужина вином (рисовым или просяным). Чай появляется в Китае только в III–IV столетиях, сразу же занимая почетное место в китайской культуре. Кстати, а не вспомнить ли нам вкратце легенду о чае? Итак… ЛЕГЕНДА О ЧАЕ Чай – напиток, которым мы наслаждаемся вот уже 5 тысяч лет. В Китае сложилась прекрасная легенда, повествующая о том, как появился чай. Согласно этой истории, чай изобрел великий китайский император Шэнь Нун (по совместительству лекарь, покровитель искусств и наук, «Божественный Целитель»). Сделал он это случайно. Как-то раз, отдыхая под тенистым деревом, император попросил вскипятить воды – он считал, что для здоровья полезно пить исключительно кипяченую воду. Слуги поставили воду кипятиться, и в это время в чан упало несколько листков с соседнего дерева. Вода окрасилась в зеленоватый цвет. Шэнь Нуна заинтересовал новый напиток, и император решил попробовать получившееся «зелье». Вкус восхитил правителя Поднебесной. Китайцы – большие любители праздников. Как и сегодня, в средневековом Китае устраивали пышный «праздник фонарей» – главное событие новогодней ночи. Проводы старого года и встреча нового сопровождались оглушительной музыкой. Это была классическая сатурналия, карнавал: в этот день снимались все запреты, женщины переодевались мужчинами и вели себя как мужчины, а те, в свою очередь, наряжались женщинами. Люди передвигались по улицам на импровизированных лодках… По сути, это был праздник встречи весны. День, когда праздновали Новый год, зависел от лунного календаря, но всегда был приурочен к зимнему новолунию. У китайцев было особое отношение к детям, потому что… в этой культуре не существовало периода детства как такового. Как, впрочем, и в западной. Детство – относительно поздний культурный феномен. Поэтому дети в Китае воспринимались как малолетние взрослые. Повседневная жизнь средневекового китайца – это погружение во вселенную, где человека постоянно окружали духи. Это не только духи предков, которые охраняли свой род, но и зловредные существа. Их следовало избегать или хотя бы пытаться задобрить. Поэтому в обиходе китайцев так много разных амулетов и талисманов. Кстати, популярным являлся и обычай избиения демонов, чтобы, как говорится, не повадно было. Мода средневекового Китая

Совершенно неверно полагать, что японская, китайская и корейская культуры похожи. Первое, что бросается в глаза, – это отличие в традициях национальной одежды. В Китае мода была весьма разнообразна. Стоит ли говорить, что при императорском дворе одевались совсем не так, как в любом другом месте Поднебесной? Китайцы сумели изобрести собственный шарм, стиль. Конечно, это тема отдельной статьи, но вот Вам интересные факты о китайской средневековой моде: Китай – родина шелка. Мода на шелк сопрягалась с целым рядом поверий о том, что шелк, соприкасаясь с человеческой кожей, способен излечить своего хозяина от любой болезни. Ткань покрывали роскошной (и символической, конечно) орнаментацией. Это изображения драконов и птиц, летучих мышей, бабочек, цветов сливы, пионов и лотосов… Учитывая то, как важно было в Китае земледелие, символика и орнаментика изобиловали образами плодородия. Цветовая символика также играла не последнюю роль. Вообще же, цветовая гамма зависела от времени года. Например, зеленые оттенки были характерными для весны, белые – для осени (ассоциация с белым цветом риса в осеннее время). К слову, белый также считался цветом траура, потому что в мифологии китайцев белым цветом окрашен Запад – место смерти Солнца. Черный цвет считался оттенком зимы. Любопытный факт, что желтый цвет в Китае имел право носить только император. Красный позволялось носить лишь мандаринам – китайским высокопоставленным сановникам. Другие люди могли выбирать для себя, соответственно, зеленые, синие и белые оттенки. Богатые люди, аристократы одевались в пышные одежды, включающие несколько слоев: короткую рубашку, штаны (которые носили и женщины тоже), кофту, жилеты, чулки, а также щедро украшенный верхний халат-накидку. Также популярными были различные украшения для волос и шапочки. Представители же среднего сословия (стоит еще раз подчеркнуть, что одежда в Китае не слишком зависела от пола) носили кофты и штаны как обязательную одежду, нижнюю рубашку и халат, который надевали поверх. Обувь – это отдельный вопрос. Аристократы носили обувь, сшитую из разных видов ткани, остальное население – как правило, использовало соломенные башмаки. Что касается низших классов, то они не задумывались над тем, что надевать: их тело было едва прикрыто кусками материи. Мы считаем, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать, поэтому предлагаем Вам убедиться в неординарной роскоши средневековой китайской моды на примере кадров из фильма «Проклятие золотого цветка» (2006). Что ж, режиссер – Чжан Имоу* – достаточно точен в исторических деталях! Волосы знатных дам часто скрывались под париками и шиньонами. В саму же прическу, кроме разнообразных ювелирных украшений, вплетались цветы. Китаянки широко использовали гребни и заколки для волос. *Чжан Имоу (род. 1950) – китайский режиссер, продюсер, сценарист, а также актер. Вы можете знать Чжана Имоу по таким фильмам как: «Красный гаолян», «Подними красный фонарь», «Герой», «Дом летающих кинжалов», «Цветы войны» и т. д.

Красота в средневековом Китае

Как известно, китайцы наделены от природы слегка смугловатой кожей. Поэтому аристократы ценили белизну лица, придавая лишь легкий румянец щекам. Белила и румяна – обязательные элементы «косметички» китайской средневековой модницы. Увлекаясь, многие красавицы часто злоупотребляли декоративной косметикой. Что считалось красивым? лицо, как «серебряный таз»;

глаза, словно «влажные абрикосы»;

губы цвета киновари;

брови, отливающие зеленым. Отдельная – жуткая (по мнению, разумеется, человека западной культуры) – страница о понимании китайцами красоты принадлежит, безусловно, так называемым «лотосовым ножкам». ЛЕГЕНДА О «ЛОТОСОВЫХ НОЖКАХ»

Китайская традиция хранит историю о том, что бинтование ног связано с довольно банальной причиной. Одна из высокопоставленных наложниц династии Шан страдала от косолапости, поэтому бинтовала ноги. Девушка жутко стеснялась своего изъяна. Император любил наложницу, а потому удовлетворил ее просьбу: она хотела, чтобы все девушки бинтовали свои стопы. По другой легенде (которая лично нам нравится больше), любимица императора по имени Сяо Баоцзюань – обладательница прекрасных, изящных, миниатюрных ножек – любила танцевать. Девушка исполняла танцы босиком на помосте, украшенном изображениями лотосов. Восхищенный император каждый раз восклицал, что от этого божественного танца лотосы на полу сами по себе расцветают. Впрочем, есть еще и третья легенда. Император Ли Юй попросил свою фаворитку Яо Нян забинтовать стопы тканью из белого шелка. Правитель Поднебесной хотел, чтобы ноги девушки напоминали два лепестка лотоса или же полумесяцы. Яо Нян прославилась тем, что умела танцевать на кончиках пальцев в этих своеобразных «пуантах». Так родилась мода на «золотой лотос» или же «лотосовые ножки»… Идеальный размер такой ножки – 7 сантиметров (в таком случае ступня носила почетное название «золотого лотоса»). Ценились также 10-сантиметровые ножки, которые назывались «серебряным лотосом». Наконец, стопы, превышающие в размере 10 сантиметров, тоже имели «титул», но менее почетный: «железный лотос». С другой стороны, «лотосовые ножки» могли быть спровоцированы и вполне приземленными причинами. Например, бинтование ног причиняло женщинам тяжелые увечья, не позволяя самостоятельно передвигаться и участвовать в общественной жизни. Шансы на то, что женщина обретет независимость или изменит мужу, были ничтожно малы. Поэтому мужчины в Китае с помощью такой традиции закрепляли свое доминирующее положение. Любовь и отношения в средневековом Китае

Любовь – тема довольно деликатная. Конечно, мы мало знаем о том, как складывалась романтическая и семейная жизнь (а в Поднебесной, зачастую, чувства и брак не совпадали) среди населения низших слоев общества. Но вот зато об императорском дворе поведать можно многое… При императорском дворе (и при домах высокопоставленных чиновников, если они могли себе это позволить) традиционно содержался гарем. Независимо от того, в каком статусе была женщина – то ли императрица, то ли служанка – все равно она считалась наложницей. В Китае все было связано: вселенная внутри человеческого сердца и вселенная, где живут планеты. Не удивительно, что Виктор Усов в книге «В гареме сына Неба. Жены и наложницы Поднебесной» пишет, что интимная жизнь правителя Китая была строго регламентирована. Рекомендации исходили из эротологических теорий (в контексте натурфилософии), главной идеей которых был поиск способов сохранения в организме человека равновесия двух энергий – инь и ян. Если преобладает энергия инь, то это истощает мужскую потенцию, приводя к «преждевременному старению, болезням» и даже смерти. То есть следовало всеми силами избегать доминирования энергии инь, ведь вред от чрезмерного «количества» инь проявляется даже на уровне социокосмического универсума, то есть через природные катастрофы, войны и голод. Статус наложниц, таким образом, определялся тем, как много в ней энергии инь. Как именно это определялось, сказать трудно, однако на вершине иерархии, безусловно, находилась сама императрица. Из-за того, что в ней было много энергии инь, она могла быстро родить наследника, однако император приходил к ней в спальню – по этой же причине сверх-достатка инь – не больше одного раза в месяц, чтобы, так сказать, не переусердствовать с вредной энергией. Не менее интересный вопрос, как определялось число наложниц, которых мог иметь император? Китайцы – люди логичные и рациональные, поэтому на помощь в этом непростом деле им пришла… математика! Вычисления помогали наиболее эффективно организовать гарем, чтобы обеспечить сына Неба наследниками. Ночи и дни императора планировались, исходя из определенных математических моделей. Например, ночи правителя Поднебесной были построены с учетом формул геометрической прогрессии, а именно: 15 ночей – 121 женщина. График при этом получался, приблизительно, такой: Первую ночь император проводил с императрицей.

Право на вторую ночь отдавалось трем старшим женам.

Третью ночь правитель проводил с девятью другими женами.

Потом шли три ночи, в которые к императору приходили 27 старших наложниц (по 9 на каждую ночь).

Остальные ночи отводились рабыням (тоже – по 9 девушек на каждую ночь). Да, любовь на Востоке, как и сам Восток, представляется делом, не менее тонким… Но были и примеры высокой, поэтичной любви, о чем мы расскажем в следующих статьях.

Если Вы ценитель странных и неудобных фактов и вещей, рекомендуем также обратить внимание на запретную тему о «возрасте согласия», или же на еще одну уникальную вещь родом с Востока – китайскую каллиграфию.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх