На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Журнал ЕЩЁ

79 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия Курзаева
    Спасибо за полезную статью! 👍🙂5 способов увелич...
  • джоzef Nevazno
    Прочитаю данную статью муравьям, надеюсь поймут и уйдут. Тут раньше писали про кротов, так спешу сообщить что статья ...Как избавиться от...
  • Робинзон Робинзонов
    Да. Тёткам почти невозможно догадаться, что это не мужики плохие, а это с ними чего-то не так.Сильная или одино...

Дубаи: из грязи в князи

С некоторых пор курортные, гламурные и иные медийные полосы, включая даже спортивные новостные «бутики», забиты двумя короткими и глухими, как удар топора, топонимами. Просматриваешь новостную ленту, а там через строчку – «в Абу-Даби состоится…», «Дубаи претендует…», «отели Абу-Даби», «пляжи Дубаи», «самое высокое в мире…», «Абу-Даби приглашает…», «самый крупный в мире искусственный архипелаг», «Абу-Даби организует…», «в Дубаи пройдет…», «рестораны Абу-Даби», «самый дорогой в мире отель» и так далее. Всё самое высокое, блестящее, большое, пахучее и дорогое в этом мире – от новогодней ёлки до зубочисток – там, там! За кухонными столами на пестрое полотно наносятся последние свидетельские мазки, рисующие одетых во все белое ангелоподобных арабов, смуглых целомудренных женщин, бесплатный бензин, стотысячные отельные номера и завернутую в сусальные фантики жвачку. Расхожее представление о неиссякаемой благодати является, мягко говоря, не совсем верным прежде всего с хронологической точки зрения. Давайте разбираться, а то ведь собирается наш человек в Дубаи, и на вопрос, сколько водки он везет с собой, следует ответ – «Ты с ума сошел!? Найдут бухло или фотку Сонечки – тут же затащат на площадь и отрубят голову! Топором! В прямой трансляции по каналам Аль Джазира! Никакое посольство не поможет!». Ниже, тем не менее, вид одного из торгующих алкогольными напитками магазинов Дубаи. Чтобы, как говорится, не возвращаться – два слова о правописании. Правильное написание – Дубаи, слово мужского рода, которое никак не склоняется. Город Дубаи существует в единственном экземпляре, и неверно говорить «вылетел из Дубаев», «в Дубаях проводится», «Дубаям повезло» или «два разных Дубая» (это же касается и Абу-Даби). Так бывает. Вспомните, хотя бы, как в разных комбинациях пишутся такие японские топонимы, как Токио, Сикоку или Хоккайдо. Никто не говорит и не пишет «на Хоккайде», «берег Сикоки»  или «перед Токиом» – не будем делать этого и мы.

История Дубаи – города и эмирата

Давайте попробуем разобраться, что такое «эмират» и почему интересующее нас государство называется Объединенными Арабскими Эмиратами (араб. الإمارات العربية المتحدة‎ — аль-Имара́т аль-Араби́я аль-Мутта́хида или просто ОАЭ). Без этого нам, поверьте, трудно будет понять, что мы, собственно, исследуем, и что будут описывать наши более скрупулезные последователи.

История

Точного определения термина «эмират» не существует до сих пор, да и вряд ли оно возможно в силу прежде всего разных прав, которыми наделены разные эмираты (о чем будет сказано ниже). В чем-то эмират является подобием американского штата; в чем-то – аналогом входящего в состав Евросоюза государства; чем-то напоминает союзную республику в том виде, в каком они были включены в состав СССР. Путаницу вносит еще и то обстоятельство, что отдельные эмираты состоят из нескольких, не граничащих друг с другом, территорий. Аналогом здесь могут служить такие территориальные пары, как Аляска/США и Калининградская область/РФ. На карте ниже представлена карта территориально-административного деления ОАЭ. Стрелки указывают на пять маток-эмиратов, окрашенных каждый в свой цвет, и в этот же цвет окрашены относящиеся к тому или иному эмирату анклавы (Оман в самом верху является анклавом уже другого – одноименного – государства). Весело, не так ли? Перед нами хрестоматийное федеративное государство, состоящее из семи хаотично разбросанных субъектов, каждый из которых представляет собой абсолютную монархию: Абу-Даби, Аджман, Дубаи, Рас-аль-Хайма, Умм-эль-Кайвайн, Фуджейра и Шарджа. Нефтяные производители по важности: эмираты Абу-Даби, Дубаи, Шарджа и Рас аль-Хайма. Только два из них не имеют анклавов – эмират Умм-эль-Кайвайн и эмират Абу-Даби. Последний (даже исходя из его размеров) является абсолютным административным гегемоном. В качестве аналога вполне подойдет РСФСР в составе СССР. При этом два эмирата являются хоть и карликовыми, но все же относительно независимыми государствами – Дубаи и Рас-Аль-Хайма (ниже вид главного города эмирата Рас-Аль-Хайма). Дело в том, что эти эмираты сохраняют свои собственные суды (ниже на фото – здание суда в Дубаи), тогда как другие являются частью федеральной системы правосудия ОАЭ. Как сказал, кажется, Октавиан Август, независимость государства есть независимость его казны, помноженная на независимый суд. Кроме того, только Абу-Даби и Дубаи являются эмиратами, обладающими правом вето по вопросам общегосударственного значения. Давайте еще раз взглянем на размещенную выше карту. Основной массив эмирата Шарджа, как видим, имеет довесок в три крошечных анклава, зажатых, как зерна в мельничных жерновах, между другими эмиратами. При этом самую вкусную, верхнюю, часть выступа, на котором расположены мелкие эмиратишки, под шумок гражданской войны (о которой речь ниже) отжал Оман, имеющий на гористом, изрезанном фьордами кончике мыса Рас-аль-Хадд свой элитный форпост. Ниже – доля каждого эмирата в населении ОАЭ и в занимаемой эмиратами площади. Среди семи эмиратов, входящих в состав страны, эмират Дубаи занимает второе после Абу-Даби место и по численности населения (2 200 человек), и по площади (4114 км²).

Когда знакомишься с историей образования ОАЭ, начинаешь понимать, что подобный Ноев Ковчег вовсе не случаен. В это трудно поверить, но еще во второй половине XX века Дубаи и Абу-Даби занимались в основном тем, что, запустив пятерню в братский чуб, увлеченно таскали друг друга по песчаной пустыне (примерно так, как это сегодня делают сами знаете кто). Два крупнейших эмирата банально воевали друг с другом, причем не языком за чашкой холодного айрана (см. фото ниже), а самым настоящим горячим макаром. С использованием бронетехники, артиллерии и авиации. С пленными верблюдами, раненными генералами и убитыми солдатами. Войны срывают с мест огромное количество мирных людей; в нашем случае в возникшем хаосе шло постоянное перемешивание племен и религиозных общин – отсюда и множественные анклавы. Международный арбитраж привел в 1949 году к созданию буферной зоны, однако пограничные споры между двумя задирами продолжались даже после образования в 1971 году ОАЭ (а по большому счету, под ковром продолжаются по сей день). Одной войны показалось мало, и Дубаи потянулся к горлу эмирата Шарджи, пытаясь оттяпать у последнего кусок прибрежной территории. Опять стрельба и согнанные со своих земель десятки тысяч семей. В 1954 году монархи Дубаи и Шарджи вроде бы согласовали границы, однако это соглашение Дубаи так до сих пор и не ратифицировал. Более того, несмотря на подписанный между всеми семью эмиратами 30 ноября 1976 года арбитражный компромисс, на сегодня не существует ни одного ратифицированного между эмиратами демаркационного договора! Невероятно, но факт.

Жизнь в гористых анклавных осколках, которым досталось в первую очередь (эмират Шарджа и эмират Аджман) – тема отдельная и невероятно интересная, однако сегодня мы сосредоточимся исключительно на столице эмирата Дубаи, точнее, на его краткой истории.

Ниже на снимке – Дубаи конца 60-х гг прошлого века – нефть уже пошла, и припортовая часть города начинает быстро застраиваться. В 50-60 гг прошлого века, сообразив, что лучше сотрудничать, чем воевать, идею федерации одновременно заявили и монарх Абу-Даби шейх Заид бин Султан Аль Нахайян, и «хозяин земли дубайской» шейх Рашид бин Саид Аль Мактум (о династии Мактум придется сказать несколько слов отдельно, а на фото ниже вы видите шейха Рашида бин Саид Аль Мактума). Не запутались еще? Прожекты осуществились в 1971 году, когда Дубаи, Абу-Даби, Шарджа, Аджман, Умм-Эль-Кайвайн и Фуджейра (а годом позже и немного поломавшийся для вида эмират Рас-Аль-Хайма) объединились в составе федеративного государства. Тем не менее, только в 1979 году был достигнут компромисс (больше, говоря честно, похожий на капитуляцию дубайцев), окончательно(?) положивший конец военным действиям между двумя эмиратами, и позволивший Абу-Даби установить административный контроль над остальной частью ОАЭ. Государство с тех пор традиционно возглавляет эмир Абу-Даби (со столицей государства в городе Абу-Даби). Именно при первом руководителе ОАЭ шейхе Заиде (1918-2004 – фото шейха выше) эмираты превратились в одну из самых богатых стран мира с ВВП на душу населения порядка $17 000 в год. Два слова о культуре региона. Она коренится в исламских традициях, которые формируют образ жизни ОАЭ. Культурная жизнь Дубаи вращается вокруг традиционной арабской и исламской архитектуры, музыки, кухни, социальной дисциплины, литературы, системы негласных запретов и так далее, хотя все более заметным и агрессивным становится влияние других культур, особенно западной. Ниже – внутреннее убранство одной из мечетей Дубаи. Космополитизм, явная вестернизация и высокий уровень жизни привели к тому, что культура Дубаи постепенно эволюционировала в «культуру роскоши и богатства» с усиливающимся креном к экстравагантным видам отдыха и развлечений. Ежегодные развлекательные мероприятия Dubai Shopping Festival (фото ниже) и Dubai Summer Surprises привлекают уже более 4 миллионов посетителей со всего региона и приносят доход, превышающий $3 млрд. Культурный отпечаток города, как небольшой, этнически однородной «жемчужной» общины, изменился с появлением других этнических групп. В начале ХХ века город заполонили иранцы, а затем, в 1960-х гг, – индийцы и пакистанцы. В итоге население Дубаи на 85% состоит сегодня из представителей не коренных народов региона. Причем около половины из них являются выходцами из Индии. Кстати сказать, Дубаи – единственный эмират в составе ОАЭ, в котором построены индуистские храмы и даже сикхская гурудвара (см. ниже). Тем не менее, коренные меньшинства эмиратов достаточно активно защищают свою культуру и традиции, в некоторых вопросах не соглашаясь ни на какие компромиссы. В частности, гостям города и экспатриантам, мягко говоря, не рекомендуется выставлять напоказ свои культурные ценности и повадки там, где их могут лицезреть местные жители. Алкоголь (о чем уже сообщалось выше) не запрещен, если он ограничен оговоренной территорией (отель, бар или ночной клуб). Жители могут свободно выпивать и даже закусывать в собственных домах, если у них есть лицензия на алкоголь, выданная муниципалитетом. Вместе с тем, строжайше запрещено пить на улицах и в общественных местах. Голову никто рубить не будет, но неприятности вам гарантированы, порой – весьма крупные, вплоть до депортации. Главных праздников в Дубае два: День Нации (2 декабря считается днем образования ОАЭ) и Ид аль Фитр (конец Рамадана – см. фото выше). Несмотря ни на что, пять раз в сутки мусульмане бросают все свои дела и совершают намазы в разбросанных по всему эмирату мечетях и минаретах.

Дубаи: хронология успеха

Созерцая сегодня переполненный сверкающими высотными башнями ультрасовременный мегаполис, трудно представить, что все начиналось с крошечной рыбацкой деревеньки. Это если верить историкам. А то ведь как бывает… Живет на свете самый обыкновенный человек, скажем, Вася Сидоров, и вот в один прекрасный день в своем огороде он неожиданно выкапывает сундук, набитый золотыми монетами. Тут же все начинают кланяться Василию, лезут к нему с  поцелуями и начинают именовать его «вашим превосходительством». И вот уже историки в надежде на тайное вознаграждение по «недавно обнаруженным архивным документам» быстро «восстанавливают» могучее генеалогическое дерево Сидоровых, основанием своим восходящее к Юлию Цезарю или даже к египетским фараонам. С Дубаи все не так – эмират и не думает скрывать, что он нувориш с достаточно плебейской родословной. Во всех справочниках, как под копирку, сообщается, что в III веке н. э. регион был заселен доисламской общиной, и что с возникновением ислама (VI в. н. э.) группа омейядских халифов быстренько организовала «крестовый поход» в регион, где начала планомерно насаждать ислам. А вот далее темна вода в облацех: жирный хронологический прочерк длиной в десятка полтора веков. Самое раннее письменное упоминание о Дубаи историки относят к 1095 году. Далее звонкая пустота в семь столетий, но точно известно, что старейшим зданием в Дубаи (фото ниже) является возведенный в 1787 году форт Аль-Фахиди. Как легко догадаться, для защиты от вездесущих морских пиратов. Из глубины веков Дубаи устойчиво всплывает только на исходе первой трети XIX века. Достоверно известно, что в 1833 году около 800 представителей племени Бани Яс во главе с Мактумом бин Бутти разорвали с Абу-Даби отношения, и вдоль берега отправились искать счастье на северо-восток, к полуострову Шиндага. Из расположенной на полуострове деревни Дубаи они выбили клан Абу-Фаласа, заселили деревню и начали думать, чем бы заняться. С тех пор до сего дня – скоро как два столетия – эмиратом Дубаи бессменно правит очередной представитель династии Мактум (ниже вы видите современных представителей династии). Династия проявила завидную изобретательность в своей бизнес-ориентации, и вскоре Дубаи становится центром ближневосточного рыбного и жемчужного промысла, а также крупным торговым терминалом. Сильным аттрактором являлся ненавистный Абу-Даби, только недавно выдавивший из своих пределов кротких представителей племени Бани Яс. Ниже вы видите изделие из ближневосточного жемчуга. Изобретение в 1926 году какими-то нехорошими белыми людьми искусственного жемчуга вызвало паралич на международном жемчужном рынке. Шейх Саид бин Мактум бин Хашер Аль Мактум (правил с 1912 по 1958 год) немедленно начинает поиски альтернативных источников дохода. Увы, без особого успеха. 1930-е годы были отмечены стремительным обеднением населения Дубаи, огромная часть которого впала в банальную нищету. Чтобы хоть как-то выжить, разорившийся шейх обращается к индийским и иранским торговцам с предложением поселиться в Дубаи без уплаты ими каких-либо налогов и сборов. Предложение понравилось и было принято. Решение шейха Саида Мактума (на фото ниже он обведен синим кружком) оказалось верным, и вскоре Дубаи становится одним из ведущих реэкспортных портов мира. В 1958 году, после смерти Саида бин Мактума Аль Мактума, правителем Дубаи становится династический наследник шейх Рашид бин Саид Аль Мактум (его фото ищите повыше – на нем шейх с фотоаппаратом Nikon в руках). Вскоре новый правитель организовал сложные и дорогие дноуглубительные работы в акватории столичного порта, позволившие, наконец, швартоваться к портовым причалам Дубаи судам любого водоизмещения. Предпринятые шаги привели к резкому взлету рынка реэкспорта золота, благодаря чему Рашид бин Саид Аль-Мактум смог начать строительство жизненно важных инфраструктурных объектов и сетей.

И все же главным поворотным пунктом в судьбе Дубаи стало обнаружение на территории эмирата в 1966 году крупных месторождений нефти. Ниже вы видите редкий исторический снимок (пусть и невысокого качества): из узкой test-tube хлещет первая дубайская нефть.

. Однако первые нефтедоллары хлынули в эмиратскую казну только в 1969 году, когда была осуществлена ​​первая коммерческая отгрузка нефти. Впоследствии предприимчивый шейх получил вполне заслуженный титул «главной движущей силы дубайской экспансии», чему в немалой степени способствовал еще один совершенный шейхом подвиг, а именно создание им новой валюты – риала (см. ниже). До этого валютой Дубаи являлась специально созданная правительством стремительно развивавшейся Индии т. н. «рупия Персидского залива». Смерть шейха Рашида аль-Мактума в 2006 году привела к вступлению на престол шейха Мохаммеда Аль-Мактума, но это уже новейшая династическая история, изложение которой в наши планы не входит. Равно как и обзор экономики мегаполиса, его многочисленных отелей (самых, кстати, дорогих в мире), ресторанов, магазинов, уличных рынков, развлекательных и культурных центров, крупнейших инфраструктурных узлов. Это отдельные темы, каждая из которых требует большого тщательного исследования (кое-что в этом направлении нашим изданием уже сделано и обязательно будет сделано еще). При этом не лишним будет заметить, что представление о том, будто Дубаи живет едва ли не исключительно на доходы от нефти, бесконечно далеко от реального положения дел. На самом деле доходы от продажи нефти приносят в казну эмирата Дубаи менее 5% от всех бюджетных поступлений. Экономика эмирата куда больше зависит от арендного и строительного бизнеса (26%), торговли (19%), туризма (18%) и сферы финансовых услуг (15%). Нам же осталось визуально сравнить два Дубаи – новый и старый. При помощи фотографий. Новых и старых. 

Дубаи: старый и новый

Что с чем сравнивать, разобраться нетрудно. Для каждой пары фотографий показано одно и то же место – каким оно было еще совсем недавно, и как выглядит сегодня.

  И улочка в одном из сохранившихся старых кварталов… Дубаи – город фантастически дорогой, даже в старых его кварталах, но туристу в нем все же можно выжить. Сколько для этого необходимо денег? Пять, десять, двадцать тысяч? А если вы попали в Дубаи к Рождеству, да еще и решили пошиковать? 50 тысяч? 100? Кстати, один из наших материалов так и называется – «Вписаться в $100.000 на Новый Год в Дубай. Миссия выполнима?». Трудно сказать… Прочтите – обязательно узнаете.

 

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх