На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Журнал ЕЩЁ

79 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия Курзаева
    Спасибо за полезную статью! 👍🙂5 способов увелич...
  • джоzef Nevazno
    Прочитаю данную статью муравьям, надеюсь поймут и уйдут. Тут раньше писали про кротов, так спешу сообщить что статья ...Как избавиться от...
  • Робинзон Робинзонов
    Да. Тёткам почти невозможно догадаться, что это не мужики плохие, а это с ними чего-то не так.Сильная или одино...

Фаберже: императорские яйца в анфас и в профиль (окончание)

В первой части были рассмотрены яйца, изготовленные людьми Фаберже в XIX столетии как для Александра III, так и для сменившего его не троне Николая II.

Яйца Фаберже — век ХХ

Ниже – обзор пасхальных императорских яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для царствующей семьи Романовых в ХХ веке. Начиная с 1902 года, к очередной Пасхе Николай II дарил два пасхальных яичка — своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, и своей супруге Александре Фёдоровне. 1901: “Корзина с цветами”

Историки полагают, что 1 апреля 1901 года “Корзина с цветами” стоимостью 6 850 рублей была подарена Александре Федоровне её супругом, Николаем II. Долгое время считалось, что пасхальный подарок 1901 года был утерян, однако позже было установлено, что не ранее 1933 г. яйцо было кем-то у кого-то куплено для пополнения британской Королевской коллекции (Лондон), где хранится до сих пор. В 1979 году появились основания полагать, что яйцо – под влиянием пасхальных яиц Фаберже – было сработано парижским ювелиром Бушероном/Boucheron. Затем эту версию (после изучения архивов парижского ювелира) вроде бы опровергли, но полной ясности нет до сих пор. История, в общем, темная, тем более, что кураторы Королевской коллекции сведениями о хранящемся у них изделии делиться почему-то не спешат (хотя и позволили провести несколько фото-сессий). Выполненное в форме цветочной корзины яйцо покрыто “устричной” эмалью с нанесенной поверху бриллиантовой решеткой. Дата “1901” выложена розовыми ​​бриллиантами. Ножка яичка, изначально опалесцирующая, покрыта сегодня темно-синей эмалью с нанесенными на неё бриллиантовыми узорами и бордюрами. Изысканная композиция из полевых цветов посажена в изготовленный из зеленых позолоченных нитей мох. Золотые цветы покрыты различными матовыми эмалями, включая розовую, белую, темно-синюю, оранжевую и лиловую. Венчает изделие украшенная алмазами ручка с фигурками херувимов.

Мастер: вероятно, Михаил Перхин.

Маркировка: очевидно, отсутствует.

Материалы: серебро с позолотой, опалесцирующая и (позже) темно-синяя эмаль, бриллианты розового цвета, зеленое золото, непрозрачные разноцветные эмали.

Размеры: высота яйца – 230 мм, диаметр – 100 мм.

1902: “Клевер”

14 апреля 1902 года пасхальное яичко “Клевер” стоимостью 8 750 рублей было подарено Александре Федоровне Николаем II. 10 апреля 1909 г. размещено в кабинете Александры Федоровны в Зимнем дворце.

Скорлупа этого ювелирного шедевра состоит из плотно упакованных листьев клевера, выполненных из блестящей зеленой эмали, тусклого зеленого золота и бриллиантов, собранных так плотно, что они сливаются в одну поверхность. Рубин и алмаз-кабошон расположены на донышке яйца, которое дополнительно украшено “блуждающей” по поверхности яичка рубиновой лентой. Место сочленения половинок яйца скрыты хитро расположенными клеверными листочками. Яйцо покоится в золотом ложе на изогнутых стеблях с обращенными внутрь ножками. Сюрпризом, давно утерянным, являлся крупный лист клевера с 23 бриллиантами и четырьмя миниатюрными портретами на каждой из 4 листовых секций. На портретах, вероятно, были изображены четыре дочери Николая II. Внутри яйца остались зажимы, которые, видимо, удерживали сюрприз. В описи комиссии Совнаркома от 1922 года сюрприз не описан, но имеется такая запись: «Покрытое зеленой прозрачной эмалью золотое яйцо украшено 1178 алмазами, 232 мелкими рубинами, 1 крупным рубином и платиной» (Fabergé, Proler & & Skurlov, Fabergé Imperial Easter Eggs).

“Клевер” – третий пример использования стиля модерн в императорских пасхальных яйцах. Эмалирование поверхностей в то время представляло собой новую технологию plique-a-jour, сопряженную с огромными трудностями. Во время обжига или охлаждения эмаль могла треснуть (что часто и происходило), тем не менее, на эмалированных поверхностях “Клевера” не обнаружено ни пузырей, ни трещин.

Мастер-мастер: Михаил Перхин.

Маркировка: М. П., ​​цифра “56”, “Я. Л.” – инициалы инспектора Якова Ляпунова из Совета по стандартам Санкт-Петербурга.

Материалы: яйцо – тусклое зеленое золото, платина, рубины, розовые бриллианты, зеленая эмаль с блестками и полосками; недостающий сюрприз – золото, розовые бриллианты, возможно, акварель по слоновой кости.

Высота яйца (вкл. подставку) – 98 мм.

Пределы России/СССР “Клевер” не покидал, хранится в Оружейной палате Кремля.

1902: “Нефритовая Империя”

14 апреля 1902 г. “Нефритовая Империя” стоимостью в 6 000 рублей была подарена Марии Федоровне Николаем II (яичко, возможно, было размещено в одном из залов Аничкового дворца). В этот же день (см. выше) пасхальное яйцо “Клевер” стоимостью 8 750 рублей было подарено Николаем II жене, Александре Федоровне.

Считается, что изделие выполнено из нефрита в стиле ампир с золотым постаментом, украшенным двумя бриллиантами. В качестве сюрприза в яйце, возможно, был спрятан медальонный портрет покойного царя Александра III.

Мастер: вероятно Михаил Перхин, автор миниатюры – возможно, Иоганн Зенграф.

Маркировка: неизвестна.

Материалы: нефрит, золото, бриллианты, возможно, акварель по слоновой кости или перламутру.

Размеры изделия и его фрагментов неизвестны.

Местонахождение яичка неизвестно, но не исключено (и даже весьма вероятно), что “Нефритовая Империя” дожидается своего часа на складе какого-нибудь американского металлоломного “дилера” либо в сейфах британской королевы.

1903: “Петр Великий”

6 апреля 1903 года пасхальное яичко “Петр Великий” стоимостью 9 760 рублей было подарено Александре Федоровне Николаем II. 10 апреля 1909 г. подарок был размещен в кабинете Александры Федоровны в Зимнем дворце.

Яйцо покрыто сетью из лавровых листьев (символ триумфа и вечности), роз (победа, гордость и небесная радость) и камышей (живая вода – для жителей Санкт-Петербурга река Нева была аналогом Иордана). Яйцо в ​​стиле рококо изготовлено из красного, зеленого и желтого золота и платины с алмазными и рубиновыми свитками в стиле Людовика XV. Раковины, листва и камыши выполнены из зеленого золота и украшены выложенными из рубинов датами “1703” и “1903”.

Четыре картины, выполненные придворным миниатюристом Василием Зуевым, демонстрируют портреты Петра Великого и Николая II, деревянную хижину (которую, как считается, построил Петр Великий), и Зимний дворец. Каждая из миниатюр покрыта пленкой из горного хрусталя. При вскрытии изделия внутренний механизм выдвигает из яичных недр сюрприз (см. выше) — миниатюрную копию конного памятника Петру Первому (“Медный всадник” работы Фальконе).

Мастер: Михаил Перхин, миниатюры – Василия Зуева.

Маркировка: яйцо – К. Фаберже, 1903, М. П. число “56”, неразборчиво; миниатюра — “Я. Л.” (инициалы инспектора Якова Ляпунова из Совета по стандартам Санкт-Петербурга).

Материалы: яйцо – разноцветное золото, платина, полупрозрачная желтая и непрозрачная белая эмаль, рубины квадратной огранки, розовые бриллианты, горный хрусталь, акварель по слоновой кости; миниатюрная статуя – бронза, сапфир.

Размеры: высота яйца – 111 мм, диаметр – 83 мм, высота миниатюры – 39 мм.

Яйцо “Петр Великий” (и, возможно, “Датский юбилей”) – последняя работа замечательного карельского самородка Михаила Перхина, скончавшегося в 1903 году в возрасте всего 43-х лет. Всего уроженец заонежской деревни Михаил Перхин (фото ниже) изготовил 28 яиц из знаменитой императорской пасхальной коллекции. Кстати, А. Чехов, родившийся с М. Перхиным в один год и в один день, пережил карельского мастера всего на год – очень часто гении так рано уходят из жизни… Не так давно от Союза ювелиров России поступило предложение создать монумент Михаилу Перхину. Памятник высотой около четырех с половиной метров планируют выполнить из бронзы и малинового кварцита.

А вот Карл Фаберже, к тому времени получивший право самостоятельно избирать тематику яичек, сильно рисковал, поскольку не мог не знать о презрительном (даже с нотками отвращения) отношении консерватора Николая Романова к “западнику” Петру Первому. Смелый человек!

1 декабря 1944 года яйцо за $16 500 было в рассрочку куплено уже знакомой нам Лилиан Пратт. Л. Пратт очень хотела купить в свою неплохую (см. выше) “яичную” коллекцию именно это яичко, которое она считала самым круто сваренным из всей коллекции Фаберже. Когда ей сказали, что запрашиваемая за изделие сумма раз в десять больше той, что выплатил за яйцо предыдущий владелец, Лилиан ответила, что готова платить в 20 раз больше.

21 июля 1947 года, по завещанию покойной Л. Пратт, яйцо поступает в коллекцию музея изобразительных искусств в Ричмонде (США), где находится по сей день.

1903: “Датский юбилей”

К 6 апреля 1903 года пасхальное яичко “Датский юбилей” стоимостью 7 535 рублей было выслано Николаем II своей матери, Марии Федоровне, которая в тот момент гостила у своей королевской родни в Копенгагене (Дания). Позже подарок, по одной из версий, был размещен в Аничковом дворце. В этот же день (см. выше) своей супруге, Александре Федоровне, Николай II преподносит яичко “Петр Великий”.

Яйцо было приурочено к сорокалетнему юбилею восшествия на престол короля Дании Кристиана IX и его супруги Луизы, родителей императрицы Марии Фёдоровны. Николай II писал матери в Копенгаген:

«Посылаю тебе пасхальный подарок от Фаберже. Надеюсь, что он прибудет благополучно. В нем нет никаких секретов – яйцо просто открывается сверху». По одной из версий, по возвращении из Дании Мария Федоровна вернула яйцо в Россию, по другой – нет. Пасхальное яйцо “Датский юбилей” (не путать с яйцом «Датские дворцы») известно по сделанной Карлом Фаберже единственной фотографии и сохранившимся описаниям. Золотое яйцо было покрыто опалесцирующей белой и бледно-голубой эмалью и обильно украшено драгоценными камнями. Снизу яичко подпиралось тремя датскими геральдическими львами, сверху было увенчано датским королевским слоном. Изделие покоилось на постаменте, украшенном лавровыми листьями, резными золотыми масками, бриллиантовым пояском в верхней его части, и в нижней – бриллиантовой монограммой вдовствующей императрицы.

Сюрприз (который “просто открывался сверху”) выглядел, как двухсторонний миниатюрный мольбертик на алмазной подставке с портретами короля Кристиана IX с одной стороны, и королевы Луизы – с другой. Каждый портрет увенчан золотой короной с инициалами двух указанных выше персон.

Мастер: возможно, Михаил Перхин.

Маркировка: неизвестна.

Материалы: золото, бледно-синяя и опалесцирующая белая «устричная» эмаль, бриллианты, возможно, акварель по слоновой кости.

Высота яйца – 270-280 мм.

Сегодня местонахождение “Датского юбилея” неизвестно. Начавшаяся в январе 1904 года русско-японская война вынудила Николая II два последующих года воздерживаться от услуг фирмы Фаберже. Изготовление пасхальных императорских яиц было возобновлено в 1906-м году. Воспользуемся паузой и мы. В ролике вы увидите и услышите многое из того, что по понятным причинам не уместилось в нашем обзоре либо было опущено. В чем-то предлагаемая информация – как и во всем, что касается имени Фаберже – спорная (и частично даже неверная), тем не менее, она значительно расширит ваши представления о шедеврах, созданных непревзойденным ювелирным гением. В 1906-м году от Николая II поступил новый заказ, открывший последнюю, восьмилетнюю серию пасхальных яичек, очень по своему назначению и качеству разных. Россия, как и вся Европа, стояла на пороге бурных исторический событий… 1906: “Московский Кремль”

2 апреля 1906 года пасхальное яичко “Московский Кремль” стоимостью 11 800 рублей было подарено Александре Федоровне ее мужем, царём Николаем II. В период с 1913 по 1916 гг изделие было размещено в “лиловой гостиной” Александры Федоровны в Александровском дворце.

Самое, возможно, амбициозное – и точно самое высокое – из известных императорских пасхальных яиц представляет собой Успенский собор, в котором короновались русские цари. Роль самого яичка в общей конструкции впервые играет по сути второстепенную роль “повода”, хотя башни и лестницы сгруппированы именно вокруг опалесцирующего эмалированного яйца, верхняя часть которого принимает форму изящного золотого купола. Изделие выполнено в виде матрешек-пирамид и опирается на восьмиугольное основание из белого оникса. Башни Кремля выделаны из красного золота, крыши эмалированы полупрозрачным светло-зеленым лаком. Стены собора украшают крошечные эмалированные иконки Казанской Божией Матери и Христа Пантократора. В двух башнях (см. ниже) имеются музыкальные колокольчики; декоративные циферблаты имеют диаметр 12 мм. На Спасской башне нанесены герб Российской империи и города Москвы. На основании на круглой золотой пластине выгравирована дата “1904”. При накрутке золотым ключиком часового механизма из середины яйца один за другим звучали триумфальные пасхальные гимны. Яйцо знаменовало собой возвращение в Москву императорской пары, которая после катастрофических событий (Ходынка) во время коронации начала избегать столицы.

Мастер: неизвестен.

Маркировка: Фаберже, 1904.

Материалы: оникс, золото, серебро, опалесцирующая белая и полупрозрачная гильошированная зеленая эмаль, стекло, написанные маслом миниатюрные иконы.

Размеры: высота яйца – 361 мм, основание – 185 х 185 мм.

Как показала экспертная оценка комиссии Совнаркома от 1927 года, изделие нуждалось в основательной реставрации. К тому времени многие мелкие детали и часть куполов оказались смяты, цепочки, украшавшие крест на вершине яйца, порваны, одно окно было разбито, один орел и два флага отсутствовали, ключ оказался сломан. К сожалению, за 10 минувших после двух революций лет ювелирные шедевры общемирового значения успели побывать во многих руках, в том числе в руках тех, кто ни во что не ставил культурное наследие России. Территорию России/СССР многократно реставрированное изделие (выше вы видите отреставрированный шедевр) никогда не покидало, и сегодня хранится в Оружейной палате Кремля.

1906: “Лебедь”

2 апреля 1906 года, на Пасху, “Лебедь” стоимостью 7 200 рублей был дарован Николаем II вдовствующей императрице Марии Федоровне, и позже размещен в Аничковом дворце. В этот же день (см. выше) своей супруге, Александре Федоровне, Николай II преподносит “Московский Кремль”.

Для пасхальных яиц, предназначавшихся Марии Федоровне, в сознании Фаберже, по-видимому, боролись две противоположные темы: имеющие отношение к семье предметы и бурные всплески фантазии. Какое-то время считалось, что “Лебедь” был подарен Николаем Романовым своей супруге, Александре Федоровне, поскольку лиловый был именно ее любимым цветом; достаточно вспомнить т. н. “лиловую гостиную” в Александровском дворце (ниже на архивном фото Александра Федоровна отдыхает в “лиловой гостиной”). Позже, однако, ошибка в идентификации адресата была устранена. Выполненное из золота яйцо покрыто матово-лиловой эмалью и перепоясано витой бриллиантовой лентой с четырехконечным бантом в каждом пересечении. Верх увенчан цифрой “1906” и крупным портретным ромбом, другой ромб с монограммой установлен в основании. Под верхней частью яичка, если её сдвинуть, обнаруживается богато украшенное лилиями миниатюрное аквамариновое озеро, на котором покоится великолепно выполненный золотой с серебром лебедь. Чтобы отобразить каждое перо отдельно, мастер развернул и раскрыл птичьи крылья. Миниатюрный лебедь является еще одним свидетельством непревзойденного мастерства русских ювелиров. Так, Р. Уильямс в монографии «Русское искусство и американские деньги» (Кембридж, Массачусетс, 1980) пишет, что к 1940 году стоимость «лебедя на аквамариновом озере» оценивалась в $100 000 (сегодня это порядка $1.7 млн).

10 марта 1954 года яичко, однако, всего за £6 400 (или за $8 770) было вместе с сюрпризом продано с аукциона Сотби химическому магнату Морису Сандосу (Швейцария), и с тех пор владельца не меняло.

1907: “Сетка из роз”

22 апреля 1907 года пасхальное яйцо “Сетка из роз” стоимостью 8 300 рублей было подарено Александре Федоровне Николаем II. 10 апреля 1909 года изделие было размещено в кабинете Александры Федоровны в Зимнем дворце. Это одно из четырех, подаренных жене, яиц (1895, 1907, 1910, 1913 гг), которое стоило дешевле, чем пасхальный подарок, одновременно преподнесенный Николаем II своей матери Марии Федоровне (за подаренное в 1907 году матери яичко “Любовные призы” Николай Романов заплатил 9 700 рублей).

Золотое пасхальное яйцо покрыто полупрозрачной бледно-зеленой эмалью и обтянуто сеткой из розовых бриллиантов. Ячейки украшены непрозрачными светло-розовыми эмалевыми розами и полупрозрачными изумрудно-зелеными листьями (см. ниже). Портретный бриллиант установлен на обоих концах яйца. Один из них, в основании, покрывает дату «1907», под верхним по описанию должна быть отсутствующая сегодня монограмма. Первоначально в яйце в качестве сюрприза находился медальон с овальными драгоценными камнями, от которого на сатиновой подкладке остался только отпечаток. Яйцо было уложено в собранную из позолоченной проволоки подставку на трех изогнутых ножках (ниже — современный заменитель подставки, изготовленный по описанию). Вопросов по этому изделию, пожалуй, больше, чем ответов. Яйцо, например, украшено крупными бриллиантами на обоих своих концах, в накладной же от Фаберже указан только один портретный бриллиант. Невозможно представить, чтобы всегда чрезвычайно аккуратный (каким и должен быть ювелир) Карл Фаберже так грубо описался (уж не говоря о снижении стоимости изделия), но это не всё. Инвентаризация в покоях императорской семьи в Зимнем дворце, выполненная в 1909 году, нигде ни разу не упоминает сюрприз. Можно сделать вывод, что сюрприз – если он был – в то время хранился отдельно от яйца, что крайне маловероятно. Существуют и другие несоответствия между описанной в счете атрибутикой и атрибутикой яйца, как оно выглядит сегодня. Кроме всего прочего, по какой-то неизвестной причине “Сетка из роз” почему-то находилась не в апартаментах Александры Фёдоровны в Александровском дворце, а в другом дворце — Зимнем. Между тем известно, что в 1905 году в целях безопасности Николай II, его жена и их дети – вместе с пасхальными яйцами от Фаберже – переехали в Александровский дворец в Царском Селе (в 25 километрах к юго-западу от Санкт-Петербурга), где с 1905 года и хранились. Странно всё это…

Мастер: Хенрик Вигстрём.

Маркировка: HW, цифра «56», Фаберже.

Материалы: яйцо — золото, полупрозрачная бледно-зеленая эмаль, непрозрачная зеленая эмаль, непрозрачная светлая и темно-розовая эмаль, портретные бриллианты, розовые бриллианты, атласная подкладка; пропавшая цепочка-сюрприз — бриллианты, видимо, акварель по слоновой кости; недостающая подставка — позолоченная проволока.

Размеры: высота яйца — 77 мм, диаметр яйца — 58 мм.

Что еще? Художественная галерея Уолтерса (США) сообщает, что после смерти в 1931 году основателя галереи Генри Уолтерса в подвале галереи было обнаружено 243(!) запечатанных ящика с произведениями искусства, вывезенными в Париж из России летом 1917 года придворным чиновником Гатчинского дворца Александром Половцовым. В одном из пыльных ящиков была обнаружена коробка с двумя царскими пасхальными яйцами, одним из которых и была “Сетка из роз” (судьба второго яйца неизвестна; возможно, им был один из исчезнувших раритетов).

С 1936 года яичко экспонируется в художественной галерее Уолтерса, город Балтимор (США).

1907: “Любовные трофеи”

22 апреля 1907 года яичко “Любовные трофеи” стоимостью 9 700 рублей было даровано Николаем II вдовствующей императрице Марии Федоровне, и позже размещено в Гатчинском дворце. В этот же день заботливый супруг преподносит Александре Фёдоровне “Сетку из роз”.

“Любовные трофеи” – полупрозрачное бледно-голубое на гильошированном основании золотое яйцо в стиле Людовика XVI. Овал украшен полосой, состоящей из эмалевых роз и полупрозрачных изумрудно-зеленых эмалированных листьев. Чуть выше расположены панели из опалесцирующей “устричной” эмали, украшенные золотыми свитками и акантами. Положенное горизонтально яичко увенчано корзиной из цветного золота с бриллиантами и жемчугом, из которой к свету сквозь листья пробиваются эмалированные розы. “Интерьер” яйца выложен шелком с впадиной размером 24х31 мм, в которой изначально содержался пропавший сюрприз в виде мольберта с живописной миниатюрой неустановленного содержания. Яйцо поддерживается четырьмя колоннами, украшенными любовными атрибутами – покрытыми бледно-синей эмалью колчанами с содержащимися в них бриллиантовыми стрелами Купидона. Украшенные бриллиантами и жемчугом колонны связаны между собой сплетенными из эмалированных роз и листьев тяжелыми гирляндами-полувенками. С тех пор, как более 100 лет назад яичко прикатилось на Запад, постоянно велась полемика, сводившаяся к трем вопросам: кто и когда его получил, и как выглядел сюрприз к “Любовным трофеям”. Сравнительно недавно удалось доказать, что яйцо было изготовлено в 1907 году для вдовствующей императрицы Марии Федоровны и вручено ей сыном Николаем Романовым 22 апреля 1907 года.

Мастер: Хенрик Вигстрём.

Маркировка: Фаберже, HW, цифра “56”.

Материалы: яйцо – разноцветное золото, полупрозрачная бледно-голубая и зеленая эмаль, опалесцирующая “устричная” эмаль, бриллианты, рубины, жемчуг, белый оникс, шёлковая подкладка; отсутствующий мольберт-сюрприз – белая эмаль, рубин, жемчуг, розовые бриллианты, возможно, золото, скорее всего, акварель (возможно, по слоновой кости).

Высота яйца – 146 мм.

Как яйцо попало на Запад, неизвестно; оно не было включено ни в списки конфискованных имперских сокровищ летом 1917 года, ни в аналогичные списки 1922 года. Более 70 лет местонахождение яичка оставалось неизвестным, и только в 1989 году “Любовные трофеи” всплывают, наконец, в США в одной из частных коллекций. 10 июня 1992 года изделие Фаберже с аукциона Сотби было продано “миллионеру, продавцу спортивных товаров и защитнику природных ресурсов из штата Невада” за $3 190 000, у которого остается по сей день.

1907: “Александровский дворец”

13 апреля 1908 года пасхальное яйцо “Александровский дворец” стоимостью 12 300 рублей было подарено Александре Федоровне Николаем II. Между 1913 и 1916 гг яичко было размещено в “лиловой гостиной” Александры Федоровны в Александровском дворце.

Нефритовое яйцо украшено пятью миниатюрными портретами детей царя Николая II и содержит точную копию Александровского дворца в Царском Селе. Верхняя и нижняя части яйца украшены треугольными бриллиантами с инициалами “AФ” (Александра Федоровна) и датой “1908”. Каждый бриллиант окружен инкрустированным венком из золотых листьев и цветов, состоящих из рубинов и бриллиантов. Остальная часть поверхности яйца разделена на пять вертикальных линий, усеянных бриллиантами и соединенных между собой золотыми гирляндами, инкрустированными алмазами и рубиновыми цветами.

Между вертикальными линиями находятся пять миниатюрных овальных портретов детей царя Николая II, выполненных акварелью по слоновой кости и обрамленных бриллиантами. Над каждым портретом имеется коронованная монограмма с бриллиантом, на которой изображен первый инициал ребенка. Под портретом каждого ребенка перевязаны две золотые ветви. Внутри яйца на обратной стороне каждого портрета выгравирована дата рождения, обрамленная двумя ветвями, связанными в пучок. Сюрприз – миниатюрная копия Александровского дворца – скрыт внутри яйца (выше внизу справа). Выполненная в тонированном золоте и серебре, с окнами из горного хрусталя и светло-зеленой эмалевой крышей, модель установлена ​​на золотом столе с пятью высокими узкими ножками. Разноцветное золото используется для различных деталей дворцового сада: зеленое золото используется для кустарников, а гранулированное красное золото – для проезжей части. Надпись «Дворец в Царском Селе», заключенная в лавровый венок, выгравирована на основании.

Мастер: Хенрик Вигстрём.

Маркировка: Фаберже, H. W., цифра “72”, “Я. Л.” – инициалы инспектора Якова Ляпунова из Совета по стандартам Санкт-Петербурга.

Материалы: яйцо – золото, портретные бриллианты, розовые бриллианты, рубины, нефрит, акварель по слоновой кости; миниатюрный дворец – тонированное золото, серебро, разноцветное золото, горный хрусталь, светло-зеленая эмаль, дерево, стекло.

Размеры: высота яйца – 110 мм, диаметр яйца – 68 мм; миниатюрный дворец – 30х65 мм.

Еще один проницательный выбор Фаберже. Александровский дворец в Царском Селе – привилегированная резиденция императорской семьи, их любимый дом (наряду с дворцом в крымской Ливадии). При этом по сравнению к другим дворцами (как в Санкт-Петербурге, так и в Москве) Александровский дворец выглядел довольно скромно.

Счет Фаберже, оплаченный 3 мая 1908 г., гласил: “Нефритовое яйцо, 54 рубина, 1 805 розовых бриллиантов, пять миниатюр. Содержит макет Александровского дворца в золоте”.

Пределы России/СССР “Александровский дворец” не покидал, хранится в Оружейной палате Кремля.

1908: “Павлин”

13 апреля 1908 года пасхальное яичко “Павлин” стоимостью 8 300 рублей было даровано Николаем II вдовствующей императрице Марии Федоровне, и позже размещено в Аничковом дворце. В этот же день Александра Фёдоровна получает от супруга “Александровский дворец” (см. выше).

Яйцо в стиле эпохи Людовика XV с выгравированной монограммой Марии Фёдоровны выточено из горного хрусталя и покоится на серебряном с позолотой основании. Внутри яйца на ветвях гравированного золотого дерева, украшенного эмалевыми цветами и алмазами, в качестве сюрприза гордо восседает одно из самых гениальных творений Фаберже – восхитительный эмалированный павлин. При нажатии на специальную пимпочку яйцо распадается на половинки, каждая из которых помечена тиснением в стиле рококо. Павлин, будучи изъятым, накрученным и помещенным на плоскую поверхность, начинает ходить по кругу, двигая при этом головой и периодически расправляя разноцветный эмалевый хвост. Остальное вы видите на фото. Мастер: Хенрик Вигстрём; механика павлина – Семён Дорофеев. Сын Карла Фаберже, Эжен, в письме от 19 марта 1952 года писал: «Из множества умных мастеров я бы выделил механика-самоучку Дорофеева. Именно он создал механического павлина для яйца из горного хрусталя, на что ему потребовалось три года”. С. Дорофеев, вероятно, сделал несколько моделей из не драгоценных металлов, постепенно уменьшая их размеры, пока не была получена правильная по масштабу. Позже он сделал еще и уменьшенную версию этого же павлина.

Маркировка: Фаберже, цифра “91”, H. W., неразборчивое тавро.

Материалы: яйцо – горный хрусталь, позолота; павлин – разноцветное золото, разноцветная эмаль, драгоценные камни.

Размеры: высота яйца – 190 мм, диаметр – 165 мм; длина павлина (с хвостом) – 110 мм.

В октябрь 1934 года ювелирный дом Wartski заявил о наличии у него “Павлина”.

Июнь 1935 г.: “Павлин” продан какому-то жителю Лондона.

12 сентября 1947 г.: продан другому жителю Лондона за £6 000.

Ноябрь 1949 г.: за не оглашенную сумму яичко продано швейцарскому химическому магнату Морису Сандосу, и с тех пор владельцев не меняло (сегодня хранится в фонде “Edouard et Maurice Sandoz”, Лозанна, Швейцария).

1909: “Штандарт»

29 марта 1909 года пасхальное яйцо «Штандарт» стоимостью 12 400 рублей было подарено Александре Федоровне Николаем II. Между 1913 и 1916 гг яичко было размещено в “лиловой гостиной” Александры Федоровны в Александровском дворце.

Начнем с короткой исторической справки. Яхта Штандарт стоимостью 3 964 300 рублей была построена в Копенгагене по заказу Александра III и сдана в эксплуатацию в феврале 1895 года, через три месяца после его смерти. Стандарт обслуживала императорскую семью, совершавшую частые вылазки вдоль побережья Балтики. Длина яхты составляла 116 метров, что делало её самой большой яхтой в мире в то время. Яхту с ее 30 каютами (и с конюшней в трюме) обслуживали 300 членов экипажа (вкл. обслугу). На борту имелась даже корова, снабжающая царских детей свежим молоком. На фото (чуть ниже) начала ХХ века вы видите яхту Штандарт у причала Ялты. Возможно, яичко было призвано отметить роль, которую сыграла Александра Фёдоровна 29 августа 1907 года. В этот день яхта нехорошо стукнулась о риф, начала заваливаться на левый борт и, казалось, вот-вот затонет. Александра Фёдоровна не растерялась и распорядилась, чтобы в лодки сначала спустились дети и служанки, после чего дала команду упаковать в простыни и погрузить на яхту наиболее ценные вещи. Яхта, однако, не затонула. Тем не менее, “спасательная шлюпка с наследником на борту была обстреляна и почти потоплена береговой охраной. Цесаревич Алексей чудом спасся” (“Императорские пасхальные яйца Фаберже”, Лондон, 1997). И таким, оказывается, может быть «дружеский огонь»… Интересно, что Эжен Фаберже в переписке путает яхту-миниатюру «Стандарт» с яхтой-миниатюрой “Память Азова” (1891).

После 1917 года Штандарт была переименована и использовалась в учебных целях, а в 1932 году была переоборудована и применялась для постановки мин. После Второй мировой войны яхта была еще раз переоборудована, переименована в Оку, и эксплуатировалась до окончательного её списания в 1963 году. Теперь собственно о яичке. Яйцо из горного хрусталя в стиле ренессанс смонтировано горизонтально и имеет надпись “Штандарт 1909”. По продольной окружности нанесена золотая полоска с инкрустированными зелеными эмалированными листьями и мелкими бриллиантами. Верхняя половина яичка полая, нижняя же – сплошная. Для имитации воды горный хрусталь был обработан волнообразно. Нижняя половина украшена вертикальной золотой полосой с инкрустацией. Венценосный орел из ляпис-лазури расположен по обе стороны от яйца; грушевидная жемчужина свисает с каждого из них. Стойка с переплетенными хвостами также вырезана из ляпис-лазури. Основание из горного хрусталя с широкой белой полосой инкрустировано лавровыми гирляндами и полосками мелких алмазов. Выполненная из золота и платины точная копия яхты Штандарт покоится на поверхности волнистого хрустального “моря” внутри яйца в качестве видимого сюрприза. Мастер: Хенрик Вигстрём.

Маркировка: К. Фаберже, H. W., цифра «72”, “Я. Л.” – инициалы инспектора Якова Ляпунова из Совета по стандартам Санкт-Петербурга.

Материалы: яйцо – золото, бриллианты, розовые бриллианты, жемчужные капли, лазурит, горный хрусталь, зеленая и матовая белая эмаль; миниатюрный корабль – золото, платина, эмаль.

Размеры: высота яйца — 153 мм, размер яхты-миниатюры – 20х75 мм.

Пределы России/СССР яичко «Штандарт» не покидало, хранится в Оружейной палате Кремля.

1909: “Памяти Александра III”

29 марта 1909 года (или чуть позже) пасхальное яичко “Памяти Александра III” стоимостью 11 200 рублей было даровано Николаем II вдовствующей императрице Марии Федоровне и позже, вероятно, размещено в Аничковом дворце. На Пасху 1909 года жена Николая II Александра Фёдоровна получает от супруга “Штандарт” (см. выше). Яйцо “Памяти Александра III” известно только по сделанной Карлом Фаберже черно-белой фотографии (см. ниже), которая, к сожалению, не позволяет идентифицировать сюрприз. Счет от Фаберже гласит: «Яйцо из непрозрачной белой эмали с золотыми полосами, украшенное 2 бриллиантами и 3 467 розовыми бриллиантами. Внутри золотой бюст Александра III на ляписе. Фронт украшен розовыми бриллиантами».

Известно, что платиновое яйцо было полностью покрыто матовой белой эмалью и по окружности пересечено двумя парами золотистых полос. Яйцо состояло из пяти секций, разделенных вертикальными полосками в виде сплетенных алмазных лавровых листьев. Белые эмалированные ромбики расположены вокруг яйца, каждый из которых оснащен корзинками, цветами и лентами с бриллиантовыми вставками. Возле вершины были установлены алмазные венки, украшенные бриллиантовыми “звездами Давида”. Портретные алмазы были вставлены с обеих концов, покрывая собой монограмму вдовствующей императрицы и год “1909”. Внутри яйца находился миниатюрный золотой бюст Александра III на постаменте из лазурита. Подставка в форме пяти перевернутых сердец, вероятно, была изготовлена из серебряной позолоченной проволоки.

Мастер: вероятно, Хенрик Вигстрём.

Маркировка: неизвестна.

Материалы: яйцо – платина, золото, белая матовая эмаль, розовые бриллианты, портретные бриллианты; миниатюрный бюст – лазурит, золото, розовые бриллианты.

Высота яйца: примерно 90-95 мм. Это памятное яйцо (как и подарки 1896 и 1900 гг) запаздывало к вдовствующей императрице, которая в пасхальные дни 1909 года навещала в Лондоне свою сестру, королеву Англии Александру. 26 марта 1909 года Николай II писал матери: «Мне очень жаль, что я не могу отправить пасхальное яйцо сегодня. К сожалению, этому Фаберже не удалось его закончить, и я отправлю его вам через неделю». Предположительно, яйцо все же дошло до Марии Федоровны прежде, чем она отправилась в круиз по Средиземному морю с королем Англии Эдуардом VII и королевой Александрой (это пару вы видите на снимке выше).

Яйцо было вне поля зрения общественности и до февральских событий 1917 года, и после них. Во всяком случае, в списках конфискованных имперских сокровищ ни летом 1917 года, ни в 1922 году оно не фигурировало. Местонахождение его, как и судьба, неизвестны.

1910: “Колоннада”

18 апреля 1910 года пасхальное яйцо “Колоннада” стоимостью 11 600 рублей было подарено Александре Федоровне Николаем II. Между 1913 и 1916 гг яичко было размещено в “лиловой гостиной” Александры Федоровны в Александровском дворце.

Яйцо с вращающимися часами, задуманное как аркадский храм любви, знаменует рождение в 1904 году долгожданного наследника престола. Серебряно-позолоченный купидон, аллегорическое изображение цесаревича, венчает золотое яйцо. Яичко покрыто опалесцирующий бледно-розовой эмалью и окружено циферблатом в виде широкой полупрозрачной полосы с алмазными цифрами. Алмазный указатель выступает из поддерживающей яйцо колоннады. Колоннада собрана из шести боуенитовых колонн с позолоченными розетками и обвивающими колонны цветочными золотыми лентами. Вокруг тщательно продуманной колоннады сидят связанные между собой золотыми гирляндами четыре серебряно-позолоченные фигуры, представляющие четырех царских дочерей. На белом эмалированном постаменте внутри колонн сидят два голубя.

Мастер-мастер: Хенрик Вигстрём.

Маркировка: Фаберже, H. W., цифра “56”.

Материалы: боуэнит, золото, розовые бриллианты, платина, опалесцирующая бледно-розовая и полупрозрачная «устричная» эмаль.

Высота яйца – 286 мм.

Яйцо демонстрирует важность цесаревича для династии Романовых. После смерти Екатерины Второй её сын, царь Павел I, постановил, что женщины более не могут наследовать престол, и если бы у Николая II не было сына, царем становился бы Михаил, младший брат Николая. Купидон, представляющий цесаревича, укомплектован крыльями (т.е. достигнет больших высот), а вот четыре его сестры летать не способны, поскольку лишены крыльев. Это отражает расклад в царской семье: цесаревичу почти поклонялись не только его сестры, но и мать. Алексей делал практически все, что ему нравилось, и прислушивался только к отцу.

В 1931 году владельцем яйца “Колоннада” объявлен король Англии Георг V. В 1953 году оно унаследовано королевой Англии Елизаветой II.

1910: “Конный памятник Александру III”

18 апреля 1910 года пасхальное яичко “Конный памятник Александру III” стоимостью 11 200 рублей было даровано Николаем II вдовствующей императрице Марии Федоровне и позже, вероятно, размещено в Аничковом дворце. В этот же день Александра Фёдоровна, жена Николая II, получает от супруга яичко “Колоннада” (см. выше).

Яйцо содержит в себе копию памятника Александру III: конная фигура поставлена на прямоугольный лазуритовый постамент, окаймленном двумя рядами розовых бриллиантов. Само яйцо, выполненное в стиле ренессанс, вырезано из горного хрусталя и покрыто платиновым кружевом, усыпанным розовыми бриллиантами. Яйцо венчает большой бриллиант, покрывающий выложенную из алмаза дату “1910”. На два платиновых двуглавых орла по бокам яйца надеты алмазные короны. На поверхности яичка между орлами выгравированы соединенные снизу узоры. Нижняя полусфера яйца служит платформой для памятника и поддерживается платиновыми херувимами.

Мастер: неизвестен.

Маркировка: Фаберже.

Материалы: яйцо – платина, алмаз, розовые бриллианты, горный хрусталь; миниатюрная статуя – зеленое золото, лазурит, розовые бриллианты.

Размеры: высота яйца (вкл. постамент) – 155 мм; размер статуи (с конем) – 50х75 мм.

Территорию России/СССР это яйцо никогда не покидало, и сегодня хранится в Оружейной палате Кремля.

1911: “Пятнадцатая годовщина царствования”

10 апреля 1911 года пасхальное яйцо “Пятнадцатая годовщина царствования” стоимостью 16 600 рублей было подарено Александре Федоровне её супругом, Николаем II. Между 1913 и 1916 гг изделие было размещено в “лиловой гостиной” Александры Федоровны в Александровском дворце.

Оболочка яйца из красного золота покрыта плотной “устричной” эмалью и решеткой с “прутьями” в виде сплетенных лавровых листьев с алмазными “галстуками” в перекрестиях. Яйцо разделено решеткой на восемнадцать панелей в три яруса с шестнадцатью миниатюрами-сценами из жизни Николая II и портретами его и членов его семьи. Портреты написаны Василием Зуевым по слоновой кости и обрамлены горным хрусталем. Овальные портреты царя, царицы и их детей по окружности отделаны бриллиантами. На яйцо нанесены имена и даты рождения детей, под портретами царя и царицы выгравированы даты “1894” и “1911”. Панели, пересекающиеся по вертикали, вращаются по часовой стрелке.

Яйцо покоится на золотой подставке, изготовленной позже, но до 1916 года, и сохраняет свой оригинальный бархатный футляр, подкладка которого сделана в виде штампа с имперским орлом. Мастер: Хенрик Вигстрём; автор миниатюр – Василий Зуев.

Маркировка: H. W., цифра “72”, и дважды “Фаберже” по синей эмали.

Материалы: золото, полупрозрачная зеленая эмаль, непрозрачная белая эмаль, опалесцирующая “устричная” эмаль, бриллианты, горный хрусталь, акварель по слоновой кости.

Размеры: высота яйца – 132 мм, высота – 213 мм.

Царица хранила это яйцо в угловом шкафу своей «лиловой гостиной» в Александровском дворце вместе с большинством других яиц, подаренных ей после 1905 года. В списках 1917 и 1922 гг конфискованных имперских сокровищ это яйцо не значится.

1962 год: яйцо всплывает в частной коллекции в США.

1966 год: яйцо куплено Малкольмом Форбсом, и со временем становится его фаворитом среди двенадцати яиц Фаберже, которыми он в конце концов обзавёлся.

В феврале 2004 года яйцо “Пятнадцатая годовщина царствования” было продано В. Вексельбергу, по заявлению покупателя, более чем за $100 млн.

С 19 ноября 2013 г. “Пятнадцатая годовщина царствования” экспонируется в санкт-петербургском музее Фаберже.

1911: “Лавровое дерево”

10 апреля 1911 года пасхальное “Лавровое дерево” стоимостью 12 800 рублей было даровано Николаем II вдовствующей императрице Марии Федоровне и позже, вероятно, размещено в Аничковом дворце. В этот же день Александра Фёдоровна получает от супруга, Николая II, яичко “Пятнадцатая годовщина царствования” (см. выше).

Дерево снабжено четырьмя основными ветвями, растущими из чеканного золотого ствола. Ветви делятся на более мелкие веточки, из которых растут нефритовые листики с прожилками и бледно-розовые цветы с алмазными тычинками. При нажатии на нужное место верхняя часть дерева поднимается, маскирующие место стыка листья раздвигаются, и из вершины появляется птица. Птичка крутит головкой из стороны в сторону, машет крыльями и открывает клювик. Спев свою арию, птица возвращается в золотую нишу внутри яйца. Чаша под дерево выполнена из белого мексиканского оникса, панели ее покрыты золотым решетчатым орнаментом, обогащенным эмалированными зелеными манжетами, кабошон-рубинами, и по углам жемчужными украшениями. Сохранился оригинальный красный футляр, внешняя сторона которого помечена золотыми инициалами А. G. H. (Аллан Г. Хьюз, один из первых владельцев яичка после Романовых).

Мастер: неизвестен.

Маркировка: Фаберже, «1911» на переднем нижнем крае чаши, на яйце процарапано «2990» и «2».

Материалы: золото, полупрозрачная зеленая и непрозрачная белая эмаль, нефрит, бриллианты, рубины, жемчуг, белый мексиканский оникс; миниатюрная певчая птица – натуральные перья.

Размеры: высота яйца – 273 мм, высота открытого яйца – 300 мм, высота корпуса – 327 мм. Яйцо выполнено по мотивам т. н. «механического апельсинового дерева», изготовленного парижским ювелиром восемнадцатого века Ришаром. Однако произведение Фаберже более эстетически привлекательно, более сбалансировано и технически более совершенно.

В выставленном за яичко счете можно прочесть следующее:

«Большое золотое яйцо в форме лаврового дерева с 325 нефритовыми листьями, 110 опалесцирующими белыми эмалевыми цветочками, 25 бриллиантами, 20 рубинами, 53 жемчужинами, 219 розовыми бриллиантами, 1 крупным бриллиантом круглой огранки».

Яйцо является рекордсменом по количеству владельцев: 12 марта 1934 года яйцо за £950 куплено ювелирным домом Wartski, и сразу же передается упомянутому выше Аллану Г. Хьюзу.

20 ноября 1935 года изделие покупает лондонский коллекционер А. Брэдшоу. За “Лавровое дерево” и за восемь других произведений Фаберже он выплачивает £2 550.

10 июля 1947 года яйцо с аукциона Сотбис за £1 650 покупает вдова бывшего управляющего British Petroleum Джона Кадмана.

В 1949 году владельцем “Лаврового дерева” становится химический магнат Морис Сандос (Швейцария).

В 1962 году яичко пересекает океан и оказывается в частной коллекции М. Каплан (Нью-Йорк).

В июле 1965 года за $150 000 М. Каплан уступает “Лавровое дерево” владельцам журнала Форбс.

В 2004 года яичко было продано В. Вексельбергу, по заявлению покупателя, более чем за $100 млн.

С 19 ноября 2013 г. “Лавровое дерево” экспонируется в санкт-петербургском музее Фаберже. 1912: “Царевич”

25 марта 1912 года пасхальное яичко “Царевич” стоимостью 28 597 рублей было подарено Александре Федоровне Николаем II. Между 1912 и 1916 гг изделие было размещено в “лиловой гостиной” Александры Федоровны в Александровском дворце.

Разработанное в стиле эпохи Людовика XV яйцо вырезано из лазурита превосходного качества и заключено в искусно выполненную золотую клетку, сплетенную из свитков, раковин, корзин с цветами и крылатых херувимов с имперским двуглавым орлом, свисающим с изогнутой арки. Императорская монограмма “А. Ф.” (Александра Федоровна) и тавро “1912” под алмазами нанесены, соответственно, на вершине яичка и внизу его. Внутри яйца находится сюрприз – двуглавый платиновый имперский орёл, украшенный 2 000 розовых бриллиантов. Орёл обрамляет миниатюрный портрет цесаревича, опирающийся на лазуритовый цоколь, украшенный бриллиантами и четырьмя свёрнутыми алмазными листьями-опорами (см. выше). В книге «В поисках сокровищ Романовых» (Нью-Йорк, 1932) Арман Хаммер утверждал, что Карл Фаберже три года разрабатывал и обдумывал это яйцо.

Мастер: Хенрик Вигстрём.

Маркировка: Фаберже, H. W.

Материалы: яйцо – золото, лазурит, бриллианты; сюрприз – платина, лазурит, розовые бриллианты, акварель по слоновой кости.

Размеры: высота яйца – 125 мм, диаметр – 89 мм. Вероятно, позже миниатюрный портрет был поврежден и заменен искусной подделкой. Кроме того, когда в 1947 году музей изобразительных искусств в Ричмонде получил яйцо, оно покоилось на подставке, которая не являлась оригинальной. Согласно архивной фотографии, три ноги оригинальной, украшенной алмазами, подставки под яичко были повернуты внутрь в виде “греческого ключа”, однако между 1933 и 1947 гг подставка была утеряна, а ее достаточно угловатый дубликат выполнен из позолоченного серебра.

В январе 1933 года яйцо, купленное Арманом Хаммером в московском Антиквариате за $4 000, выставляется в Hammer Galleries (Нью-Йорк).

В сентябре 1933 года яйцо за $4 150 покупает Лилиан Пратт.

21 июля 1947 года яичко по завещанию покойной Л. Пратт поступает в коллекцию музея изобразительных искусств в Ричмонде (США), где пребывает и поныне.

1912: “Наполеоновское”

25 марта 1912 года пасхальное “Наполеоновское” яичко стоимостью 22 300 рублей было подарено Николаем II вдовствующей императрице Марии Федоровне и размещено в Аничковом дворце. В этот же день Александра Фёдоровна получает от супруга, Николая II, яичко “Царевич” (см. выше).

Пасхальное яйцо “Наполеоновское” выполнено в стиле ампир и визуально состоит из шести панелей с чередующимися накладными и чеканными золотыми аппликациями с двуглавым гербом и военными трофеями. Сверху и снизу нанесены узоры с розетками из розовых бриллиантов, чередующиеся с рунделями красной эмали и разделенные аппликациями из листьев и свитков. Золотистые лучи с крупным «портретным» бриллиантом покрывают расположенную на верхушке яичка монограмму Марии Федоровны. Внизу похожая комбинация наложена на дату “1912”. При открытии яичка обнаруживается складной экран в шесть панелей с картинками, выполненными миниатюристом Василием Зуевым и датированные 1912 годом. На панелях изображены видные русские военачальники времен Отечественной войны 1812 года и подчиненные им офицеры с развернутыми знаменами. Панели обрамлены ромбовидными лавровыми листьями и имеют шарниры в форме боевых топориков (римский символ власти), связанных бриллиантовыми мостиками. Оборотная сторона каждой панели покрыта полупрозрачным опалесцирующим лаком. Яйцо сохраняет свой оригинальный бархатный футляр. Мастер: Хенрик Вигстрём, автор миниатюр – Василий Зуев.

Маркировка: Фаберже, H. W., цифра “56”.

Материалы: яйцо – золото, полупрозрачная изумрудно-зеленая и рубиново-красная эмаль, розовые бриллианты, бархат, сатин; миниатюрный экран – золото, розовые бриллианты, платина, полупрозрачная изумрудно-зеленая и непрозрачная белая эмаль, гуашь по слоновой кости.

Размеры: высота яйца – 117 мм, диаметр – 89 мм.

Яйцо знаменует 100-летие Отечественной войны 1812 года. “Наполеоновское” – одно из двух (помимо “Штандарта”) императорских пасхальных яиц, чертежи которых сохранилось. В октябре 1980 года яичко было похищено с выставки в Центре искусств штата Висконсин, но быстро было обнаружено брошенным в компании с двумя другими императорскими яйцами Фаберже, “Датские Дворцы” и “Кавказ” (о чем сообщалось выше).

17 июля 1937 года яичко объявляется в частной коллекции (США).

В 1951 году яйцо без оглашения стоимости приобретает Матильда Грей (Новый Орлеан, штат Луизиана).

8 июня 1971 года, после смерти М. Грей, яйцо становится собственностью фонда её имени, где хранится и сегодня.

1913: “Трехсотлетие дома Романовых”

14 апреля 1913 года пасхальное яичко “Трехсотлетие дома Романовых” стоимостью 21 300 рублей было подарено Александре Федоровне Николаем II. Между 1913 и 1916 гг подарок был традиционно помещен в “лиловой гостиной” Александровского дворца.

Одно из самых узнаваемых произведений Фаберже посвящено 300-летию правления дома Романовых. Эмалированное полупрозрачным белым на гильошированном золотом поле яичко украшено узорами из чеканного золота, двуглавыми орлами и романовскими коронами. Овальные портреты восемнадцати династических монархов обрамляют бриллиантовые рамочки. Внутренняя часть яйца покрыта опалесцирующей белой эмалью на гильошированном основании. Съемное яйцо опирается на постамент в виде золотого имперского орла, держащего в когтях скипетр, шар и меч. Украшенный драгоценными камнями красный постамент усеян династическими гербами и символизирует имперский щит России. В счете за изделие указано, в частности, следующее:

«Снаружи расположены 18 миниатюр представителей династии Романовых, обрамленные 1 115 розовыми бриллиантами под горным хрусталём. Между миниатюрами – золотые чеканные и гравированные узоры с имперскими коронами и меховыми шапками”. Внутри яйца находится сюрприз – вращающийся стальной шар, эмалированный темно-синим и разделенный на две половины. В одном полушарии показана карта Российской империи в 1613 году, в другом – в 1913 году. Голубая эмаль олицетворяет море; суша покрыта золотом. На обоих концах яйца расположены портретные бриллианты, верхний из которых охватывает даты “1613” и “1913”, тогда как треугольный бриллиант в основании покрывает монограмму Александры Федоровны.

Мастер: Хенрик Вигстрём; автор миниатюр – Василий Зуев.

Маркировка: Фаберже, H. W., 1913, цифра “72”.

Материалы: яйцо – золото, серебро, портретные бриллианты, розовые бриллианты, бирюза, горный хрусталь, пурпурин, полупрозрачная белая эмаль, опалесцирующая белая эмаль, акварель по слоновой кости; миниатюрный глобус – сталь, разноцветное золото, темно-синяя эмаль.

Размеры: высота яйца – 190 мм, диаметр – 78 мм.

Портрет Николая II расположен храбрым Карлом Фаберже таким образом, что в центре композиции находится Петр Первый, а не царствующий монарх, который за излишнюю “вестернизацию” Петром Первым России открыто его презирал.

Празднования трехсотлетия дома Романовых носили продолжительный, экстравагантный характер и, судя по фотографиям, хорошо посещались народом. Императорская чета, увы, совершенно не поняла настроение масс. Александре Федоровне было бы трудно поверить в события, которые потрясут империю всего через три года, – она до конца была уверена, что крестьяне боготворят и Николая II, и его супругу.

Территорию России/СССР изделие никогда не покидало. Сегодня яйцо “Трехсотлетие дома Романовых” выставлено на обозрение в кремлевской Оружейной Палате.

1913: “Зима”

14 апреля 1913 года пасхальное яйцо “Зима” стоимостью 24 600 рублей было подарено Николаем II вдовствующей императрице Марии Федоровне и размещено в Аничковом дворце. В этот же день Александра Фёдоровна получает от супруга, Николая II, яичко “Трехсотлетие дома Романовых” (см. выше). Кстати сказать, 24 600 рублей 2013 года в конвертированном выражении 2019 года составляют $314 174.

Яйцо установлено на пьедестале из горного хрусталя, которому придан вид тающей льдины. Яйцо удерживается вертикально при помощи специального штыря, его половинки закреплены в овальных платиновых рамках с бриллиантами. Внутри прозрачной полусферы выгравированы ледяные кристаллы. Внешняя поверхность выгравирована подобным образом, но здесь в резные каналы вмонтированы платиновые блестки с алмазами. Яйцо открывается вертикально, обнажая сюрприз – подвешенную на платиновом крюке платиновую корзину с двумя ручками и решетками, украшенную розовыми бриллиантами и древесным анемоном.

Каждый цветок вырезан из цельного куска белого кварца с золотистой проволочной ножкой и тычинками (в центре – из зеленого граната). Отдельные цветки полуоткрыты, изящно выходящие из слоя золотого мха листья вырезаны из нефрита. В основании пьедестала выгравировано «Фаберже 1913».

Мастер: Альберт Холмстрём; идея и разработка – Алма Терезия Пиль. Алма, дочь мастера Фаберже Оскара Пиля и ученица Августа Холмстрёма, прожила бурную жизнь и умерла в 1976 году в возрасте восьмидесяти восьми лет.

Маркировка: яйцо – никаких следов не видно; миниатюрная корзина – «Фаберже 1913» на дне цветочной корзины.

Материалы: яйцо – горный хрусталь, бриллианты, платина, розовые бриллианты, лунный камень; миниатюрная корзина – платина, золото, белый кварц, нефрит, демантоид (зеленый гранат); постамент – горный хрусталь.

Размеры: общая высота — 142 мм, высота яйца – 102 мм, высота сюрприза – 82 мм. Яйцо “Зима” исчезло из публичного обозрения на несколько десятилетий, и благополучно вернулось в начале 1993 года, когда было найдено в обувной коробке под кроватью в лондонской квартире некоего “сиднейского дилера”. Установлено, что в 1979 году, когда квартира была ограблена, яйцо “Зима” лежало на столе в спальной комнате, но осталось нетронутым.

Символизирующая переход от зимы к весне «Зима», без сомнения, одно из самых новаторских и технически сложных императорских пасхальных яиц. Многие, великолепно исполненные в золоте и эмали, яйца Фаберже сработаны по неоклассическим мотивам в стиле стандартного рококо. Алма Терезия Пиль отошла от традиционных элементов. История гласит, что смелый выбор Алмы был вдохновлен ледяными узорами, которые она наблюдала на оконном стекле.

Яйцо несколько раз переходило из рук в руки после его повторного открытия в начале 1990-х годов. В конце концов, в 2002 году катарский шейх Сауд аль-Тани купил яйцо по рекордной на тот момент цене в $9,6 млн.

История стоимости: 8 марта 1934 года яйцо за £1 500 покупает лондонский землевладелец лорд Алингтон.

8 февраля 1949 года яйцо с аукциона Сотби за £1 870 покупает деловой человек А. Ледбрук, после смерти которого в 1975 году “Зима” исчезает с музейных радаров планеты.

О том, что произошло в 1993 году, сказано выше.

16 ноября 1994 года с аукциона Кристи яйцо за £3 560 539 приобретает некий Г. Хансен (Сент-Луис, США).

19 апреля 2002 года некий аноним из США уступает “Зиму” шейху Сауду Аль-Тани из Катара за $9 579 500.

В 2009 году шейх Сауду Аль-Тани получает тюремный срок, и яйцо переходит в распоряжение катарского государственного управления музеями. 1914: “Екатерина Великая”

6 апреля 1914 года пасхальное яйцо “Екатерина Великая” стоимостью 26 800 рублей было подарено Николаем II вдовствующей императрице Марии Федоровне и размещено в Аничковом дворце.

Выполненное в стиле эпохи Людовика XV яйцо спереди и сзади снабжено двумя прямоугольными панелями, на которые нанесены выписанные в манере Франсуа Буше аллегории науки и искусства. Рамки панелей покрыты непрозрачной белой эмалью и украшены жемчугом. Дополнительные овальные панели сверху, снизу и по бокам выполнены аналогичным образом и обрамлены двухцветными золотыми кантами с бриллиантовыми вкраплениями (фото выше). Овальные панели содержат изображения купидонов, каждый из которых олицетворяет то или иное время года. На боковых панелях изображены атрибуты искусства. Верхняя панель центрирует портретный бриллиант вдовствующей императрицы Марии Федоровны. В нижнюю панель над датой “1914” вмонтирован еще один крупный бриллиант. При открытии яйца можно видеть бархатную подкладку для пасхального сюрприза, который теперь отсутствует. Мастер: приписывается Хенрику Вигстрёму; миниатюры – Василий Зуев; сюрприз – Андрей Плотницкий.

Маркировка: Фаберже (под крышкой).

Материалы: яйцо – золото, розовый гризайль, непрозрачная белая эмаль, портретные бриллианты, розовые алмазы, жемчуг, бархатная подкладка; сюрприз – золото, эмаль, возможно, бриллианты. В раннем описании яичка отмечалось, что оно украшено 937 бриллиантами и примерно 500 жемчужинами.

Размеры: высота яйца – 121 мм, высота яйца с подставкой – 171 мм, диаметр яйца – 89 мм.

М. Росс («Искусство Карла Фаберже и его современников», Оклахома, 1965) высказал предположение, что возможным сюрпризом могло быть ожерелье из розового жемчуга. Однако А. фон Солодкофф в «Искусстве Карла Фаберже» (Лондон, 1988) ссылается на письмо Марии Фёдоровны к сестре, английской королеве Александре, из которого следует, что сюрприз выглядел совершенно по-другому. Так или иначе, все сходятся в одном: к лету 1917 году яйцо и его сюрприз уже были разделены. 1930 год: “Екатерина Великая” является одним из императорских яиц, проданных московским Антиквариатом для Hammer Galleries (“Екатерина Великая” была продана за 8 000 рублей  или за $4 000 образца 1930 года).

1931 год: за $12 500 яйцо приобретено Элеонорой Бэрзан (США) в качестве подарка для своей матери.

1935 год: яичко переходит в собственность миссис Д. Дэвис (США).

1958 год: яичко переходит в собственность миссис Г. Мэй (США).

1973 год: по завещанию покойной миссис Г. Мэй “Екатерина Великая” переходит в собственность музея Хиллвуда (Вашингтон), где ныне и пребывает. 1914: “Мозаичное”

6 апреля 1914 года пасхальное яйцо “Мозаичное” стоимостью 28 300 рублей было подарено Александре Федоровне ее супругом, Николаем II. Между 1914 и 1916 гг подарок, возможно, находился в кабинете Александры Федоровны в Зимнем дворце.

К яйцу, каркас которого состоит из системы овалов, прилагается частично покрытая паве платиновая сеть с бриллиантами и цветными драгоценными камнями в цветочных узорах, включая сапфиры, рубины, изумруды, топаз, кварц и зеленый гранат. Золотыми овалами яйцо разделено на пять панелей, которые отделаны полужемчужинами по непрозрачной белой эмали. Пять блестящих алмазов установлены в местах соприкосновения овалов. Кроме того, изделие украшено двумя поясами из алмазных свитков. Нижняя часть яичка украшена лунным камнем, сквозь который видны золотые инициалы царицы. Сюрприз, скрытый внутри и удерживаемый на месте двумя золотыми зажимами, состоит из золотого, жемчужного и полупрозрачного зеленого и матового белого эмалированного постамента с бриллиантами и зелеными гранатами. Постамент увенчан алмазной имперской короной.

Яичко изготовлено в мастерской А. Холмстрёма и маркировано именем Фаберже, но под постаментом было выгравировано следущее: “G. Fabergé, 1914”. Историки считают, что таким способом Карл Фаберже отметил 100-летие своего отца, Густава Фаберже. Мастер: Альберт Холмстрём; идея и разработка – Алма Терезия Пиль.

Маркировка: К. Фаберже, Г. Фаберже, 1914, А. Ф. (Александра Федоровна).

Материалы: яйцо – золото, платина, бриллианты, розовые бриллианты, рубины, изумруды, топазы, сапфиры, гранаты, полужемчуг, лунный камень, белая эмаль, непрозрачная розовая эмаль; сюрприз – золото, жемчуг, бриллианты, зеленый гранат, полупрозрачный зеленый, непрозрачный белый, опалесцирующий бледно-розовый, бледно-зеленый и бледно-серый гризайль-сепия.

Размеры: высота яйца – 95 мм, диаметр – 70 мм; высота миниатюры – 79 мм, диаметр миниатюры – 55 мм, глубина миниатюры — 29 мм.

22 мая 1933 года “Мозаичное” объявляется у короля Англии Георга V, в 1953 году яичко унаследуется королевой Англии Елизаветой II.

  В известном смысле история царских пасхальных яиц Фаберже на этом заканчивается. Через несколько месяцев начнется Первая мировая война, и с ней закончится эпоха царских привилегий и дворцовой роскоши, очень точно отраженная в главных работах Фаберже. Фирма на протяжении трех лет еще продолжала изготавливать царские пасхальные подарки, но это были уже совсем не те яйца – ни по стоимости, ни по потребности, ни по своей художественной и культурно-исторической ценности. Война, к тому же, призовет в армию многих мастеров и специалистов, и компании придется производить едва ли не предметы ширпотреба. Карл Фаберже был дирижером оркестра, вдохновлявшим «музыкантов» и координировавшим создание культурных шедевров, но оркестр распался…

Взглянем мельком на оставшиеся три пары императорских яиц и на изделия, созданные Фаберже по заказам частных лиц.

1915: “Красный Крест с Триптихом”

22 марта 1915 года пасхальное яйцо “Красный Крест с Триптихом” стоимостью 3 600 рублей было подарено Александре Федоровне ее супругом, Николаем II. Подарок, возможно, находился в кабинете Александры Федоровны в Зимнем дворце Находится в коллекции музея искусств в Кливленде (США).

1915: “Красный Крест с Императорскими Портретами”

22 марта 1915 года пасхальное яйцо “Красный Крест с Императорскими Портретами” стоимостью 3 785 рублей было подарено Николаем II вдовствующей императрице Марии Федоровне и размещено в Аничковом дворце. Находится в коллекции музея изобразительных искусств в Ричмонде (США).

1916: “Военная Сталь”

10 апреля 1916 года пасхальное яйцо “Военная Сталь” было подарено Александре Федоровне ее супругом, Николаем II. Подарок, возможно, находился в кабинете Александры Федоровны в Зимнем дворце. Стоимость яйца неизвестна. Хранится в Оружейной палате Кремля.

1916: “Орден Святого Георгия”

10 апреля 1916 года пасхальное яйцо “Орден Святого Георгия” было подарено Николаем II вдовствующей императрице Марии Федоровне и, возможно,  размещено в Аничковом дворце. Стоимость яйца неизвестна. Сегодня изделие экспонируется в санкт-петербургском музее Фаберже.

1917: «Карельская береза»

Яйцо должно было быть завершено и доставлено царю к Пасхе 1917 года в качестве подарка для его матери Марии Федоровны. Однако произошла Февральская революция, и 15 марта Николай II отрекся от престола. 25 апреля Карл Фаберже прислал царю счет за яйцо, обратившись к Николаю II не как к царю, а как к «г-ну Романову, Николаю Александровичу». Николай Романов честно выплатил Карлу Фаберже 12 500 рублей, и яйцо было отправлено брату бывшего царя, великому князю Михаилу Александровичу, у которого находилась в тот момент Александра Фёдоровна. Увы, князь оказался настолько «велик», что сбежал до прибытия яичка в его резиденцию. Местонахождение яйца до сих пор неизвестно, а его оригинальный эскиз, который вы видите выше, экспонируется в музее Фаберже в Баден-Бадене (Германия).

1917: “Созвездие”

Яйцо, предназначавшееся Александре Федоровне, так и не было закончено. Тем не менее, как водится, объявились претенденты: один находится в Минералогическом музее Ферсмана в Москве (внизу слева), другой (внизу справа) принадлежит Александру Иванову и выставлен им в музее Фаберже в Баден-Бадене (Германия). На этом история пасхальных императорских яиц заканчивается. В начале октября 1917 года Карл Фаберже покинул бурлящий Петербург и отправился сначала в Ригу, а затем в Германию, где серьёзно заболел. В июне 1920 года Фаберже едет в Швейцарию, где  находились другие члены его семьи. Болезнь оказалась неизлечимой, и в конце сентября 1920 года Карл Фаберже скончался в Лозанне. Спустя 5 лет умерла и его жена.

  Эпилог

Выше рассказывалось о находящихся внутри каждого пасхального яичка сюрпризах. Ниже вы можете просмотреть коротенький ролик, в котором содержимое шедевров Карла Фаберже не описываются, а показываются. Два слова о не императорский яйцах. В частности, Фаберже было поручено изготовить около дюжины яиц для сибирского промышленника Александра Кельха (о чем сообщалось в первой части). Изготовлено было семь, одно из этих яичек – «Яблоневый цвет» (1901) — вы можете видеть ниже. Ровно через год жена Александра Кельха Варвара получает очередной пасхальный подарок от мужа под названием «Рокайль» (ниже на фото). В том же 1902 году Фаберже создает один из своих лучших «левых» шедевров – «часовое» яйцо для герцогини Мальборо (Консуэло Вандербильт). В 1904 году Фаберже по заказу Александра Кельха создает приближенную копию «часового» яйцо герцогини Мальборо (о чем – с показом – говорилось в первой части).

Надо сказать, что 1902 год для компании Фаберже вообще оказался удивительно плодовитым (5 яиц). Еще одно пасхальное яичко было в этом году изготовлено для аристократической семьи Эфрусси. В 1905 году Беатриса Эфрусси преподнесла яйцо своему младшему брату Эдуарду Ротшильду. Более века о существовании, как его назвали, «Ротшильдовского» яичка (фото выше) не было никаких сведений. В 2007 году изделие неожиданно всплыло и тут же было выставлено на торги, с которых за $18.5 млн было куплено Александром Ивановым. Позже, в 2014 году, яйцо было преподнесено А. Ивановым в дар Государственному Эрмитажу. На сегодня «Ротшильдовское» является рекордсменом по величине выложенной когда-либо за яйцо Фаберже суммы (мифические «более 100 миллионов» В. Вексельберга оставляем за скобками – всерьез эти странные интервенции олигарха никто не воспринимает).

Также заслуживает внимания (прежде всего своим сюрпризом-часиками) изготовленное в 1914 году для племянника Альфреда Нобеля Эммануила «Ледяное яйцо», чем-то напоминающее серийную императорскую «Зиму». Был изготовлен еще десяток-другой не серийных яичек, но все они либо дублировали императорские оригиналы, либо были куда менее затейливыми и не столь технически изощренными.

Что сегодня? Идея не умерла – в настоящее время торговая марка Фаберже принадлежит компании Fabergе Limited. В 2015 году её владельцы объявили о создании нового “яйца Фаберже», которое причислили к классу «императорских». Первое яйцо новой серии под названием “Жемчужина” после пятидневной выставки в 2017 году отбыло в Катар. “Жемчужину” (фото выше) украшают 139 белых жемчужин и 3 305 бриллиантов. Яйцо раскрывается подобно цветку из 6 лепестков, внутри которого находится уникальная жемчужина весом 12,17 каратов. Традиционный сюрприз выглядит как жемчужное ожерелье с бриллиантами, украшенное огромной жемчужиной в 19,44 карата. Для создания нового шедевра, который оценили в два миллиона долларов, понадобилось полтора года и два десятка мастеров.

Спустя столетие бренд Фаберже, как видим, продолжает не только будоражить умы культурологов и богатейших людей планеты, но и занимать главенствующую позицию в истории декоративного искусства. Д. Бриггс, куратор художественном музея Уолтерса (Балтимор, США), заявил:

«Сложно вспомнить какой-либо образец декоративного искусства (не живопись), который имел бы такой же культурный резонанс, как яйца Фаберже. В мире декоративного искусства это почти Мона Лиза».

В интервью 1914 года Карла Фаберже спросили, что он думает о своих конкурентах из «Тиффани», «Картье», «Бушерон»?

«Вы говорите о коммерсантах – ответил Фаберже, – но я художник-ювелир. Вы можете потратить миллионы на нить жемчуга, но если вы хотите иметь что-нибудь художественное, вы придёте ко мне».

И приходят… И продолжают идти. Имя Карла Фаберже стало олицетворением изящества, красоты и роскоши. Он вошел в историю искусства как создатель собственного стиля, который так и называется – «стиль Фаберже». Элегантность, неизменно оригинальный, остроумный замысел, удивительное чувство материала и высочайший класс ювелирного мастерства – таким был стиль, ставший предметом восхищения и подражания, но так никем и не превзойденный.

 

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх