На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Журнал ЕЩЁ

79 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия Курзаева
    Спасибо за полезную статью! 👍🙂5 способов увелич...
  • джоzef Nevazno
    Прочитаю данную статью муравьям, надеюсь поймут и уйдут. Тут раньше писали про кротов, так спешу сообщить что статья ...Как избавиться от...
  • Робинзон Робинзонов
    Да. Тёткам почти невозможно догадаться, что это не мужики плохие, а это с ними чего-то не так.Сильная или одино...

Фаберже: императорские яйца в анфас и в профиль

Франция. XVII век. Северная область Пикардия. Ветвистая община Фаври занимается тем, чем занимаются здесь все – земледелием, ремесленничеством и рыбным промыслом. Столетняя война давно закончилась, однако на земли Пикардии то и дело вторгаются отряды бургундских герцогов и интервенты, посланные английской короной. Вооруженные до зубов рейдеры не оставляют попыток отхватить у Франции плодоносный и стратегически важный регион (ниже – вид современной Пикардии). Кроме военных столкновений разворачиваются жаркие религиозные войны. Борьба гугенотов с католиками выливается в войны, длившиеся с 1562 по 1598 год. Формально, Нантский эдикт восстанавливает протестантам гражданские права, на практике же преследования продолжаются вплоть до наполеоновской эпохи.

Пьер, отец Густава

В 1685 году одна из протестантских семьей Фаври под угрозой расправы покидает пределы Франции и отправляется искать счастье к берегам Балтики. В 1800 году ремесленник Пьер Фаври обосновывается в Ливонии, в городке Пярну. Фамилия Фаври постепенно трансформируется в Фабри, затем в Фабьер, а в 1825 году принимает свой окончательный вид – Фаберже.

Густав, отец Карла

В 1814 году в семье рождается мальчик, названный Густавом. В 1830-х гг Густава отправляют в соседний Санкт-Петербург обучаться ювелирному делу, к Андреасу Шпигелю, специалисту по изготовлении золотых шкатулок. В 1841 году ученик получает звание мастера ювелирного дела, и уже через год открывает в столице собственный ювелирный магазин.

Несмотря на “нордизацию”, Густав не теряет связь с французской ремесленнической традицией, опираясь в своем творчестве на неоклассические мотивы и образы академического рококо (на фото ниже Густав Фаберже с женой Шарлоттой Юнгштедт). В среде великосветской публики новый ювелирный “бутик” пользуется популярность по двум причинам. Во-первых, помещение под магазин удалось арендовать, а затем выкупить в самом центре утопающего в деньгах и роскоши Петербурга.  Кроме того, огромную роль сыграла бушевавшая в те времена в России галломания (преклонение перед всем французским, о чем хорошо известно знатокам творчества Гоголя, Пушкина и Грибоедова). Наконец, регистрируется столичная компания под названием «Фаберже» с филиалами в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. 

Карл, отец легенды

В 1846 году в семье Фаберже родился мальчик, которого родители нарекают Карлом. В 1860 году отец семейства поручает вести дела компании управляющему, и везет семью в Дрезден, где 14-ти летний Карл поступает на обучение в знаменитую ремесленническую гимназию Хандельшулле (ниже вид Дрездена XIX века по гравюре того времени). После 4-х лет обучения Карл отправляется в своего рода служебную командировку, в ходе которой наведывается в мастерские самых известных ювелиров Франции, Германии и Англии, заодно не забывая посещать лучшие музеи Европы. Отец, Густав Фаберже, остается жить в Дрездене (где и умирает в 1893 году), Карл же в 1872 году, в возрасте 26 лет, возвращается в Петербург и сразу женится на Юлии Якобс.

Наставником и учителем Карла Фаберже на протяжении последующих 10 лет становится управляющий компании Готтлиб Якобс, его тесть. В 1882 году он, однако, умирает, и управление всеми делами Карл Фаберже берет на себя.

Четыре вехи

Тут же происходят два судьбоносных в судьбе Карла события. Во-первых, он получает титул мастера ювелирных дел, и во-вторых, ему поручают приступить к реставрации ювелирных экспонатов Эрмитажа. Через год компании Фаберже предлагают участие в одной из ключевых московских выставок, и здесь происходит еще одно важное происшествие. Посетивший выставку Александр III поражён представленной Карлом Фаберже копией браслета IV века до н. э. Он заявляет, что при всем своем старании так и не смог отличить копию от оригинала. Работы Фаберже, – выносит свой вердикт проницательный император, – должны быть представлены в Эрмитаже в качестве примера мастерства русских ювелиров.

А еще через год, в 1885 году, происходит четвертое ключевое событие в судьбе Карла Фаберже: компания становится официальным поставщиком ювелирных изделий для императорского дома.

Несмотря на имеющийся в историческом арсенале компании Фаберже ассортимент продукции (пусть и достаточно узкий), фирма известна прежде всего серией известных всему миру ювелирных шедевров под общим названием “яйца Фаберже”. Вероятно, на свете нет ни одного взрослого человека, который не знал бы, что кроется за этим благозвучным брендом.

Яиц было изготовлено всего несколько десятков, и с этим никто не спорит, но точно сказать, сколько именно, не может никто. Еще, наверное, и потому, что яйца Фаберже время от времени обнаруживаются в пыльных коробках под кроватями и на блошиных рынках.

На лик гениев Творец, кажется, ставит порой одинаковую печать. Поразительно похожий на Петра Ильича Чайковского человек на нижнем фото – Карл Фаберже.

   

Фаберже: Greatest Hits

Различные источники – и источники достаточно серьезные – называют разное количество как в целом изготовленных яиц, так и доживших до наших дней раритетов.

Цитата:

«Известно, что в 1885-1917 К. Фаберже изготовил 71 яйцо, 52 из которых до революции находились в императорском доме. Однако точное их общее количество до сих пор не известно».

Еще одна цитата:

“Яиц Фаберже, возможно, насчитывается 69 штук, из которых сегодня известны 57”.

На два места, как видим, претендуют четыре цифры. Нет смысла давать ссылки на какие-либо источники; наберите в поисковике “количество яиц Фаберже”, и даже в статьях на различных иноязычных Вики вы получите разные цифры. В частности, в англоязычных источниках абзацы, в которых авторы пытаются сосчитать количество яиц Фаберже, заполнены такими эпитетами, как perhaps, probably и presumably (возможно, вероятно, предположительно). Так или иначе, все сводиться к 6-7 десяткам изготовленных людьми Карла Фаберже ювелирных шедевров (ниже – магазин Фаберже в Одессе, фотография начала XX века). Точным количеством пусть интересуются сутяги и сыскные агенты. Мы же в нашем обзоре предполагать, искать и подсчитывать ничего не будем, а просто развернем легенду в её потрясающей красоте и хронологической последовательности. С сопровождавшими ее взлетами и падениями, яркими вспышками творческого озарениями и тусклым мерцанием гаснущей империи.

Но прежде, чем начать наш обзор, давайте взглянем на то, что мы собираемся исследовать. И не вздумайте выключать звук! Точно известно следующее: практически все яйца были созданы под руководством Карла Фаберже между 1885 и 1917 гг.

Первое яйцо было изготовлено в 1885 году для Александра III, который решил подарить своей жене, императрице Марии Федоровне, необычное пасхальное яйцо (возможно, в честь 20-летия помолвки). Императрица была настолько восхищена искусством ювелира, что в дальнейшем Карлу Фаберже была предоставлена ​​полная творческая свобода в вопросах макетирования и изготовления будущих пасхальных изделий. Что, кстати, дало положительный результат: конструкция и механика последующих яиц стали куда более изощренными и продуманными. Ниже на фото семья Александра III (слева в верхнем ряду Мария Федоровна, рядом с ней стоит молодой Николай Романов). Сам император даже не догадывался, как будет выглядеть последующее яйцо. Вместе с тем, тематику очередного изделия (следовательно, ориентир на атрибутику) определял либо он, либо императрица Мария Федоровна, либо они делали это совместно. Существовали лишь два обязательных требования, которые заключались в следующем:

а) каждое яйцо внутри себя должно было содержать киндер-сюрприз;

б) каждое новое изделие должно быть уникальным.

Вернемся на секунду в 1885 год. После того, как Карл Фаберже одобрил и утвердил эскизы первого яйца, за дело взялась команда исполнителей в составе Михаила Перхина (о котором в конце несколько слов скажем отдельно), Хенрика Вигстрёма и Эрика Коллина; позже к ним добавятся другие мастера. После смерти Александра III (1 ноября 1894 года) его сын, царь Николай II, на протяжении почти четверти века дарил яйца Фаберже как своей супруге Александре Федоровне, так и своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне. Архивные записи показывают, что около 20 яичек были им подарены супруге (на фото ниже Николай II с Александрой Федоровной), и примерно столько же или чуть больше – матери, Марии Федоровне. Императорские яйца быстро стали пользоваться такой известностью, что Карл Фаберже получил заказ на изготовление аналогичных изделий (хотя бы копий) от нескольких частных клиентов, включая герцогиню Мальборо, семьи Ротшильдов и Юсуповых. Кроме того, с дюжину яиц заказал российский промышленник Александр Кельх.

Но не будем отвлекаться, сосредоточимся на главной – императорской – коллекции. Без нумерации, но с соблюдением хронологии и пропиской деталей в необходимом приближении. Описание, даже краткое, полусотни ювелирных шедевров в одном обозрении – дело чрезвычайно громоздкое. Поэтому разбиваем материал на две примерно равновесные по объему части: яйца, изготовленные в XIX веке, и  яйца, изготовленные уже в XX столетии.  Ниже – первая часть.

1885: «Курочка»

О первом изделии коротко уже было сказано выше. Некоторые историки полагают, что отлично разбиравшийся в ювелирных вопросах, Фаберже создал первое яйцо как версию саксонского королевского аналога XVIII века, который он, возможно, видел в одном из музеев Дрездена (золотое яйцо, в которое заключены золотая курица, золотая корона и золотое кольцо).

Так или иначе, выполненное по ювелирным канонам XVIII века яйцо имеет вид эмалированной «скорлупы», которая открывается поворотом (половины яйца соединены байонетным фитингом). Внутри яйца содержится первый сюрприз – отлитый из матового золота «желток», в котором, в свою очередь, содержалась сидящая в гнезде золотая курочка с рубиновыми глазами (ниже вы поймете, почему в одних случаях приходится писать «содержалась», в других – «содержится»).

  В хвостовых перьях имеется шарнир, при помощи которого птичка способна открывать клювик. Когда-то внутри курочки (известно благодаря сохранившейся архивной фотографии) был спрятан третий сюрприз – алмазная мини-копия императорской короны с рубиновым кулоном. Корона исчезла, как и рубиновые глазки (курочка на месте, а вот рубины уже не «содержатся»). Где, когда и при каких обстоятельствах они безвозвратно канули в бурные воды ХХ века – установить невозможно. По мнению специалистов, частичный демонтаж этой «матрешки» вдвое снизил и стоимость, и художественную ценность изделия. Изготовление «Курочки» приписывается Эрику Коллину, хотя яйцо никак не маркировано.

Высота яйца – 64 мм, курицы – 35 мм.

В рукописном списке императорских пасхальных яиц, составленном помощником руководителя императорской канцелярии Н. Петровым, имеется запись: «Пасхальное яйцо из белой эмали, корона которого украшена рубинами и розовыми бриллиантами – 4 151 рубль (включая стоимость 2 рубинов – 2700 руб)».

За свою сравнительно короткую историю яйцо успело поменять не менее десятка владельцев. Так, в марте 1934 года с аукциона Кристи «Курочка» улетела в Лондон всего за £85. После смены множества владельцев, 16 января 1978 года яйцо за $126 250 было приобретено хозяевами журнала Форбс. Наконец, в феврале 2004 года яичко было куплено неким В.Вексельбергом, по уверению последнего, более чем за $100 млн (заявленная стоимость, несомненно, в разы завышена, причины чего нигде не сообщаются). Сегодня первое серийное яйцо Фаберже экспонируется в санкт-петербургском музее Фаберже.

1886: “Курочка с сапфировым кулоном”

Яйцо было изготовлено в 1886 году для Александра III, который к Пасхе подарил его своей жене, императрице Марии Федоровне. Яйцо утеряно, размеры его не известны. Известно, однако, что Фаберже изготовил сапфировое яйцо с сидящей в нем золотой курицей, украшенной 400 бриллиантами, утверждая, что в противном случае курица будет выглядеть как бронзовая. Плетеная корзина была сделана из золота и, как полагают историки, украшена 50 розовыми бриллиантами. Согласно сохранившемуся счету, за изделие Александром III в кассу фирмы Фаберже было уплачено 2 986 рублей 25 копеек.

1887: “Третье императорское”

5 апреля 1887 года яйцо было подарено Александром III Марии Федоровне и помещено в одном из залов Аничкового дворца. За изделие Александром III было выплачено 2 160 рубликов. Серебряных. Ниже – вид Аничкового дворца. Украшенное драгоценными камнями яйцо из желтого золота с часами Vacheron & Constantin покоится на оригинальной подставке (внизу в виде львиных лап), окруженной разноцветными золотыми гирляндами с подвешенными на них синими сапфирами и розовыми бриллиантами.

Мастер -Август Холмстрём.

Маркировка – A. H.

Высота яйца – 82 мм. Далее во всех исследованиях идут сплошные perhaps, probably и presumably, достоверно же известно вот что: 6-7 марта 1964 года “Третье императорское” яйцо с аукциона было продано “женщине-покупателю с юга США” за $2 450.

Летом 2004 года за $14 000 яйцо было у кого-то куплено “дилером металлолома на американском Среднем Западе”.

Еще через 10 лет, в 2014 году, «дилер металлолома» продает изделие лондонскому ювелирному дому Wartski, у которого оно тут же было приобретено не идентифицированным покупателем за неизвестную сумму, оцениваемую рыночными аналитиками примерно в £20 млн (возможно, гражданином Катара). Не удивляйтесь, для яиц Фаберже это обычная история, причем (как вы убедились выше и через минуту убедитесь ниже) еще далеко не самая печальная.

1888: “Херувим с колесницей”

Изготовлено по заказу Александра III, который подарил яичко своей супруге Марии Федоровне на Пасху 1888 года. Одно из утерянных императорских яиц, о котором мало что известно: ни автора, ни меток, ни размеров, ни фотографий, ни хотя бы потрепанного эскиза, ни даже стоимости. Известно только, что выполненное из желтого золота яйцо было украшено розовыми бриллиантами и сапфирами, а херувим с колесницей были позолоченными.

1889: “Необходимое”

Изготовлено по заказу Александра III, который подарил “Необходимое” своей супруге Марии Федоровне на Пасху 1889 года. Остальное читайте в предыдущем блоке, разве что чуть пошире известен перечень использованных материалов: золото, розовые бриллианты, кабошон-рубины, кабошон-сапфир, изумруды, один цветной бриллиант. Известна стоимость цветного бриллианта – 981 руб. 20 коп.

1890: “Датские дворцы”

Выполнено по заказу Александра III, который подарил “Датские дворцы” Марии Фёдоровне к Пасхе 1890 года.

Мастер – Михаил Перхин, автор миниатюр – Константин Крижитский.

Маркировка: Фаберже, М.П., цифра “56”, скрещенные якоря и скипетр.

Материалы: яйцо – золото, опалесцирующая розово-лиловая эмаль, кабошон-сапфир в форме звезды, кабошон-изумруды, розовые алмазы, малиновая бархатная подкладка; раскладка – золото, акварель по перламутру.

Высота яйца – 102 мм, диаметр – 67 мм.

  В рукописном списке императорских пасхальных яиц имеется запись: «9 мая 1890 года Фаберже вручил Кабинету Его Императорского Величества счет за золотое, с розовой эмалью в стиле Людовика XVI, яйцо – 4260 серебряных рублей».

Сегодня “Датские дворцы” хранится в нью-йоркском Метрополитене, и будут там оставаться до 2021 года. Дальше, как говорил духовник Марии Фёдоровны, “темна вода в облацех”.

1891: “Память Азова”

Выполнено по заказу Александра III, который подарил “Память Азова” своей супруге Марии Фёдоровне в день Пасхи 1891 года. 27 ноября 1891 г. “Память Азова” доставляется в Гатчинский дворец. Это изделие Карл Фаберже оценил в 4 500 серебряных рублей, которые фирме были выплачены.

Мастер – Михаил Перхин, автор крейсера-миниатюры – Август Холмстрём.

Маркировка: Фаберже, М.П., цифра “72”, скрещенные якоря и скипетр.

Материалы: яйцо – гелиотропная яшма, золото, бриллианты, розовые бриллианты, рубины, зеленая бархатная подкладка; миниатюрный корабль – золото, платина, розовые бриллианты, аквамарин.

Высота яйца – 93 мм, диаметр – 70 мм, длина крейсера-миниатюры – 75 мм. Яйцо вырезано из цельного куска гелиотропной яшмы с красными и синими крапинками. Декорировано в стиле рококо эпохи Людовика XV с использованием завитков из желтого золота с бриллиантами. Широкий золотой обод украшен рубиновой застежкой. Внутренняя часть яйца выложена зеленым бархатом (см. фото).

Яйцо содержит в себе точную копию крейсера «Памяти Азова», выполненную из красного и желтого золота и платины, с иллюминаторами, украшенными мелкими бриллиантами. Надпись “Азов” видна на корме корабля, который опирается на аквамариновую тарелку, изображающую воду. Тарелка имеет золотую овальную рамку с петлей, позволяющей отделить яхту от яйца (как на снимке выше).

В письме Эжена Фаберже (сына Карла Фаберже) от 5 июня 1934 года говорится, что миниатюра была выполнена «старым Холмстрёмом, который, применив все свое мастерство, сделал крошечный корабль настолько естественным, насколько это вообще было возможно. Скрупулёзно были скопированы снасти и орудия, подвижными были сделаны даже якорные цепи» (Faberge, Proler & & Skurlov, «Faberge Imperial Easter Eggs», London, 1997).

Яичко действительно непростое, с элементами мистики. По замыслу, оно должно было знаменовать путешествие Николая Романова на Дальний Восток в 1890-1891 гг. (наследники российского престола перед вступлением на трон должны были совершить длительное морское путешествие). Итак, 15 апреля 1891 года русская эскадра из шести кораблей во главе с крейсером «Память Азова» (выше не снимке) входит в порт Нагасаки.

21 апреля 1891 года Александр III дарит “Память Азова” Марии Фёдоровне. Их сын Николай в это время находится с визитом в Японии.

29 апреля 1891 года Николай Романов и греческий принц Георг I в сопровождении японского принца Арисугавы отправляются в город Оцу. Делегацию охраняют японские полицейские, которые по этикету должны быть всегда обращены к августейшим особам лицом. По этой причине охранники не замечают, как один из полицейских бросается к Николаю и наносит ему удар саблей по голове. В письме к матери Николай Романов пишет:

«Не успели мы проехать двухсот шагов, как вдруг на середину улицы бросается японский полицейский и, держа саблю обеими руками, ударяет меня сзади по голове! Я… сделал прыжок через моего рикшу. Обернувшись, увидел, что он все еще бежит на меня с поднятой саблей. Я со всех ног бросился по улице, придавив рану на голове рукой. Я хотел скрыться в толпе, но не мог, потому что японцы, сами перепуганные, разбежались во все стороны…».

Греческий принц Георг, ехавший за Николаем, тростью отражает очередной удар сабли, затем на нападавшего бросаются рикшы, которые валят его и обездвиживают. Рана длиной около десяти сантиметров оказалась серьезной – были повреждены кости черепа. Один из зарубежных исследователей пишет: «Николай навсегда остался травмированным как физически, так и умственно. Инцидент отравил его отношение к японцам, которых он в своем кругу начал называть «обезьянами». А спустя тринадцать (13 лет) разразилась позорная для России русско-японская война…

Территорию России/СССР изделие никогда не покидало. Сделанная в 1927 году специалистами (комиссия Совнаркома) экспертиза показала, что мачта мини-крейсера повреждена, один бриллиант отсутствует, в яшме образовалась трещина. Сегодня подреставрированная “Память Азова” выставлена на обозрение в кремлевской Оружейной Палате.

1892: “Алмазная сеть”

Досталось же этому бедняге…  Хозяев он поменял с десяток, мало того, был расчленен какими-то ювелирными мясниками аж на три части, и в таком вот виде существует сегодня. Голова в одном месте, сердце – в другом, душа (если она еще жива) – в третьем. Обо всем по порядку.

Выплатив Фаберже за “Алмазную сеть” 4 750 серебряных рублей, 5 апреля 1892 года Александр III традиционно преподносит золотое пасхальное яичко своей супруге Марии Федоровне.

Яйцо вырезано из полудрагоценного боуенита  с желтыми и белыми отметинами. Интересный факт: Фаберже неверно идентифицировал камень как бледно-зеленый минерал жадеит. Яйцо заключено в серебряную с позолотой решетку, украшенную бриллиантами. Изделие (ниже на фото) было шарнирно установлено на пьедестале, увенчанном большим бриллиантом. Мастер: Август Холмстрём.

Маркеры: Фаберже, A.H., цифра “72”, скрещенные якоря и скипетр.

Материалы: яйцо – боуенит, белая атласная подкладка; сетка – серебро с позолотой, розовые бриллианты; пьедестал – боуенит, серебро с позолотой, большой бриллиант; слоник – слоновая кость, золото, бриллианты, эмаль (возможно, черное дерево).

Размеры: высота яйца – 108 мм, высота сетки – 121 мм, длина пьедестала – 237 мм, размеры слоника-сюрприза – 60 х 55 х 34 мм.

Слоник-очаровашка (на фото ниже) являлся спрятанным внутри яйца сюрпризом, и долго считался утерянным, однако в 2015 году всплыл в качестве экспоната Британской королевской коллекции. Яичко же (в коллекции семьи Макферрин, США) хранится, увы, отдельно от слоника. Благодаря заводному механизму, слоник способен “ходить” на колесиках (с трещоткой) и поднимать-опускать голову. Механический слоник является первым автоматом-сюрпризом, использованным в царском пасхальном яйце. Тема будет повторена восемь лет спустя, в 1900 году, в яйце, изготовленном для Варвары Кельх, супруги промышленника А. Кельха. Куратор Королевской коллекции М. де Гито пишет:

«Фрагмент башни, расположенной на спине слоника, был утерян. Возможно, он просто отвалился из-за устарения металла. Когда мы сняли основание башни, мое сердце почти перестало биться: в нем была визитная карточка Фаберже!»

На фото ниже слоник и яйцо, наконец, воссоединились, пусть даже при помощи искусного фотомонтажа. Что касается пьедестала, то он либо безвозвратно утерян, либо лежит в каком-то тайном чулане. Несмотря на то, что 5 декабря 1960 с аукциона Сотбис яйцо (за £2400) было продано вместе с пьедесталом, нет ни одной доступной его фотографии.

История стоимости (без указания имен покупателей): 1929 год: яичко куплено лондонским ювелирным домом Wartski за £125;

1929 год: продано ювелирным домом Wartski за £260;

1960 год: продано с аукциона Сотбис за £2400;

1962-1979 гг: яичко находится в частной коллекции (Великобритания);

1983 год: находится в другой частной коллекции (Великобритания);

1985 год: находится в частной коллекции (США);

2003 год: продано с аукциона Кристи за $ 1 300 000. С 2012 года “Алмазная сеть” находится в частной коллекции Дороти и Арти Макферрин (США). Яйцо сегодня экспонируется в Хьюстонском Музее естествознания.

Слоник-сюрприз: 1929 год: скорее всего, куплен отдельно от яйца лондонским ювелирным домом Wartski;

1935 год: продан английскому королю Георгу V (возможно, в подарок королеве);

2015 год: обнаруживается в Королевской коллекции, Лондон. 1893: “Кавказ”

28 марта 1893 года Александр III вручил пасхальное яичко Марии Федоровне. Подарок обошелся царю в 5 200 серебряных рублей и был размещен в одном из залов Аничкового дворца. Покрытое полупрозрачной рубиновой эмалью яйцо выполнено в стиле эпохи Людовика XV. Покоится на гильошированной золотой подставке-корзине. По окружности яичка размещены четыре овальные дверцы с цифрами (образующими год изготовления: №№ 1, 8, 9, 3), под которыми – миниатюры с изображенными на них и памятными для членов царской семьи видами природы (см. ниже). Мастер: Михаил Перхин, живописные миниатюры выполнены Константином Крижитским.

Маркировка: Фаберже, М.П., цифра “72”, скрещенные якоря и скипетр.

Материалы: желтое золото, серебро, платина, полупрозрачная рубиновая эмаль, розовые бриллианты, натуральный восточный жемчуг, акварель по слоновой кости.

Размеры: высота яйца – 92 мм, диаметр – 73 мм.

Первый публичный показ яйца состоялся в Нью-Йорке 22 ноября 1937 года. Изделие поменяло несколько владельцев. В 1959 году  было приобретено Матильдой Грей (Новый Орлеан, США) и по сей день является ее собственностью.

Не обошлось без криминала. В октябре 1980 года яйцо было украдено во время выставки в штате Висконсин (США), но вскоре было обнаружено, что не в грустном одиночестве, а в компании с двумя другими императорскими яйцами Фаберже! – “Датские Дворцы” и “Наполеоновское”. Сегодня “Кавказ” экспонируется в нью-йоркском музее Метрополитен.

1894: “Ренессанс”

Яичко обошлось царю в 4 750 серебряных рублей и было размещено в одном из залов Аничкового дворца. Это было последнее яйцо, сделанное для царя Александра III, который скончался спустя восемь месяцев. По общему мнению специалистов, подаренный 17 апреля 1894 Александром III жене Марии Федоровне шедевр в стиле ренессанс был вдохновлен овальными агатовыми шкатулками серии Ле Руа, которые Карл Фаберже, очевидно, заприметил в дрезденском музее Грюнес Гевёльбе (Grünes Gewölbe). Ниже – шкатулки Ле Руа из дрезденского музея Грюнес Гевёльбе. Яйцо Фаберже выполнено из дымного агата, крышка покрыта матовой решеткой из белой эмали с алмазно-золотыми четырехлистниками и крупными рубинами в перекрестиях. Ниже – “Ренессанс” во всех деталях (сравните с  шкатулками серии Ле Руа). Именно это изделие Фаберже, по мнению специалистов, является доказательством посещения именитым мастером дрезденского музея Грюнес Гевёльбе, с чем трудно спорить. Одно из редких яиц серии, сориентированных горизонтально.

Агатовая оболочка «Ренессанса» настолько тонка и полупрозрачна, что тени внутренних деталей хорошо видны снаружи, а при открытой крышке – наоборот. Красная эмалевая лента разделяет половинки яйца. Верхняя часть украшена датой «1894» и розовыми бриллиантами. У львиных масок на обоих концах имеются ручки-качели.

Сюрприз же, увы, был утерян; им, вероятно, являлось прозрачное яичко меньшего размера на подставке с помещенными внутрь тремя херувимами. В выставленном Александру III счете упоминаются жемчужины, но поскольку они не видны на яйце, их, вероятно, использовали для оснащения сюрприза.

Мастер: Михаил Перхин.

Маркировка: Фаберже, М.П., цифра “56”, скрещенные якоря и скипетр внутри обода.

Материалы: яичный агат, золото, полупрозрачная зеленая, красная и синяя эмаль, матовые черная и белая эмаль, бриллианты, рубины.

Размеры: длина яйца – 133 мм, диаметр – 82 мм, общая длина корпуса с ручками – 203 мм.

Изделие поменяло порядка 10 душеприказчиков, пока 1 июня 1966 года (за $78 750) не стало собственностью хозяев Форбс.

В 2004 года “Ренессанс” был продан В. Вексельбергу, по заявлению покупателя, более чем за $100 млн.

С 19 ноября 2013 г. “Ренессанс” экспонируется в санкт-петербургском музее Фаберже.

1895: “Бутон розы”

Яйцо стоимостью 3250 серебряных рублей, на которое нанесены алмазные стрелки Купидона, символизирующие любовь, было первым, подаренным (2 апреля 1895 года) новым царем Николаем II своей жене Александре Федоровне. Мастер: Михаил Перхин.

Маркировка: Фаберже, М. П., цифра “56”, скрещенные якоря и скипетр на внутренней стороне обода.

Материалы: яйцо – разноцветное золото, полупрозрачная красная и непрозрачная белая эмаль, бриллианты, кремовая бархатная подкладка; бутон – золото, непрозрачная зелено-желтая эмаль; отсутствующая миниатюрная корона – золото, бриллианты, рубины; пропавший кулон –рубин-кабошон.

Размеры: высота яйца — 74 мм, длина бутона – 30 мм (см. ниже). Выполненное из разноцветного золота в стиле эпохи Людовика XVI, яйцо покрыто полупрозрачной красной эмалью на гильошированном поле с волнообразным рисунком, разделенным линиями из розовых бриллиантов. Яичко опоясано ​​золотыми лентами с вкраплёнными в них бриллиантами. На вершине яйца, под бриллиантом (см. ниже) находится миниатюрный портрет молодого царя, видимый под определенными углами. В основании яйца размещена дата «1894». Сюрприз выполнен из непрозрачной желтой и зеленой эмали. Другие сюрпризы, содержащиеся внутри (корона с бриллиантом и рубиновая капля), известны только по старой архивной фотографии.

Одно из самых маленьких царских пасхальных яичек имеет богатую историю и в какой-то степени сигнализирует о грядущих, злополучных для семьи Николая II, событиях. В частности, учитывая коннотации, связанные в русском девятнадцатом веке с желтыми цветами, крайне неудачным представляется выбор Карлом Фаберже цвета (желтый) для бутона. Русский мужчина, преподносивший женщине цветы желтого цвета, достаточно грубо намекал на конец романтических отношений. Правда, неудачный выбор цвета отдельные специалисты неуклюже объясняют тем, что, мол, в родной для Александры Федоровны Германии желтый считался самым благородным и достойным для розы цветом. В будущем это яйцо, несомненно, не раз напомнит царице о гемофилии ее сына.

Краткая биография.

1937 год: яйцо куплено “миллионером, землевладельцем, спортсменом и поэтом Генри Талботом» (Великобритания).

1942 год: продано в США неизвестному лицу.

С 1962 года местонахождение яичка неизвестно.

15 августа 1985 года лондонское Общество изобразительных искусств за $525 000 продает “Бутон розы” владельцам Форбс.

В 2004 года яичко было продан В. Вексельбергу, по заявлению покупателя, более чем за $100 млн.

С 19 ноября 2013 г. “Бутон розы” экспонируется в санкт-петербургском музее Фаберже.

1895: “Синее яйцо-часы со змеёй”

Это первое пасхальное яйцо Фаберже, которое (2 апреля 1895 года) Николай II подарил своей матери Марии Федоровне. Стоимость изделия, размещенного позже в одном из залов Аничкового дворца, – 4 500 серебряных рублей. В этот же день (см. выше) Николай II подарил своей жене Александре Федоровне “Бутон розы”.

Работа над тщательно продуманным яйцом с часами началась еще до смерти Александра III.

Мастер: Михаил Перхин.

Маркировка: M. П., цифра “56”, скрещенные якоря и скипетр.

Материалы: золото, бриллианты, полупрозрачная королевская синяя и “устричная” опалесцирующая эмаль.

Высота яйца – 183 мм. Яйцо, созданное в традиции Севра, является одним из наиболее ярких примеров использования в золоте техники quatre-couleur. Яичко эмалировано синей полупрозрачной королевской эмалью, контрастирующей с «устричной» эмалью постамента. Постамент состоит из трех панелей, на каждую из которых нанесены мотивы, ассоциирующиеся с искусством и наукой. Ствол, поддерживающий яйцо, обвивает выполненный из золота и усыпанный алмазами змей, голова и язык которого указывают на время. В 1902 году Фаберже создал похожее «часовое» яйцо для герцогини Мальборо, а в 1904-м повторил дубликат по заказу Александра Кельха (см. ниже). Краткая биография.

2 октября 1950 года яйцо приобретено лондонским ювелирным домом Wartski у австралийской компании Pearl за £3 750.

23 декабря 1972 года продано судоходному магнату Ставросу Ниархосу за £64 103.

7 мая 1974 года яичко дарено С. Ниархосом принцу Монако Ренье III.

6 апреля 2005 года “Синее яйцо-часы со змеёй” наследуется принцем Монако Альбертом II.

1896: “Каменный кристалл”

24 марта 1896 “Каменный кристалл” (известный также, как “Вращающиеся Миниатюры”) был преподнесен Александре Федоровне ее сыном и обошелся Николаю II в 6 750 серебряных рублей. Двенадцать миниатюрных пейзажей, десять из которых написаны Йоханнесом Ценграфом, обрамлены гильошированным золотом и вращаются вокруг рифленого золотого стержня, проходящего вертикально через центр яйца. Для расслоения собранных в 4 блока миниатюр необходимо нажать на расположенный вверху изумруд и повернуть его. Каждая миниатюра представляет собой значимое географическое место в жизни царицы Александры Федоровны (ниже вы видите одну из миниатюр). Мастер: Михаил Перхин, автор миниатюр – Иоганн Зенграф.

Маркировка: M. П., цифра “56”, скрещенные якоря и скипетр.

Материалы: горный хрусталь, золото, сибирский изумруд-кабошон, розовые бриллианты, полупрозрачная изумрудно-зеленая эмаль, матовая белая, оранжевая и синяя эмаль.

Размеры: высота яйца – 248 мм, диаметр – 98 мм.

Оригинальный бархатный футляр на месте.

Две половинки хрустального яйца соединены полупрозрачным изумрудно-зеленым швом, который сверху венчает вставленный в золотую розеточку сибирский изумруд-кабошон весом в двадцать семь каратов. Яйцо опирается на круглый плинтус из горного хрусталя, украшенный эмалью разных цветов и розовыми бриллиантами. Изумруд-кабошон в двадцать семь каратов является самым крупным драгоценным камнем, использованным в царских пасхальных яйцах. Редкий случай, когда Фаберже позволил драгоценному камню доминировать над дизайном изделия.

В ноябре 1939 года руководство Hammer Galleries (США) заявляет стоимость яичка – $55 000.

21 июля 1947 года, по завещанию покойной Л. Пратт, яйцо поступает в коллекцию музея изобразительных искусств в Ричмонде (США), где находится по сей день.

1896: «Двенадцать монограмм”

24 марта 1896 года яйцо «Двенадцать монограмм” было оплачено и подарено Николаем II матери, Марии Федоровне, хотя здесь имеется ряд вопросов. Исследования показывают, что жена Николая II Александра Федоровна частично оплатила стоимость яйца Фаберже, сделав это единственный раз перед разрывом ее отношений с матерью мужа. Изделие стоимостью в 3 575 рублей было размещено в одном из залов Аничкового дворца. Нелишним будет напомнить, что в это же день Николай II преподносит своей супруге Александре Федоровне “Каменный кристалл” (см. выше). Яйцо имеет относительно простую конструкцию, что, по мнению некоторых авторов, являлось преднамеренным расчетом Карла Фаберже. Вдовствующая императрица Мария Федоровна все еще пребывала в шоке от смерти чрезвычайно здорового и решительного мужа, который ушел из жизни в 49 лет. И технически сложный мемориальный дар мог бы, дескать, усугубить горечь потери.

Мастер: Михаил Перхин, миниатюры были выполнены Иоганном Зенграфом (возможно, при участии самого Фаберже).

Маркировка: М. П. цифра “56”, скрещенные якоря и скипетр.

Материалы: красное золото, розовые бриллианты, портретные бриллианты, полупрозрачная голубая эмаль, бархатная подкладка, сапфиры, акварель (возможно, по слоновой кости).

Размеры: высота яйца – 79 мм, диаметр — 56 мм. Золотое яйцо, как видим, покрыто шестью голубыми эмалированными секциями-панелями с позолоченными свитками, каждая из которых разделена полосами с розовыми бриллиантами и украшена императорской короной и стилизованными под ЕЩЁ имперскими монограммами «MФ» и «AIII». Монограмма Марии Федоровны расположена в верхней части яйца, Александра III – в нижней.

Яйцо открывается, чтобы продемонстрировать бархатную подкладку для, увы, отсутствующего сюрприза, который был выполнен в виде “раскладушки” с шестью портретами Александра III. В счете Фаберже указаны «6 портретов Александра III с 10 сапфирами и бриллиантами в оправе” (Fabergé, Proler & & Skurlov, Fabergé Imperial Easter Eggs , London, 1997). Сохранилось черно-белое архивное фото сюрприза – без портретов (см. ниже). Имел место инцидент, связанный с поздним прибытием от Фаберже «Двенадцати монограмм”. Один из исследователей пишет:

«В 1896 году император, который был зол на ювелира за то, что он доставил пасхальный подарок поздно, в письме к своей матери, которая в тот момент пребывала во Франции, называл его «глупым Фаберже» (Muntian, TN, Fabergé Easter Gifts).

Как яйцо «глупого Фаберже» оказалось на Западе, неизвестно – как и во многих других случаях. Известно только, что 14 июня 1949 года яйцо было куплено в США кем-то у кого-то за $1 739, а 12 сентября 1973 года по завещанию госпожи М. Пост яйцо поступило в собственность Вашингтонского обком Исторического музея.

1897: “Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами”

На Пасху, 18 апреля 1897 года, Николай II преподнёс яйцо (стоимостью 3 250 рублей) своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне. В случае с этим яичком все наоборот – яйцо пропало, а сюрприз сохранился. Пропало, судя по всему, еще в период царствования Николая Романова, во всяком случае, в описях императорского имущества за лето 1917 года яйцо уже не числится.

В отличии от предыдущих своих “коллег”, сюрприз “Розово-лилового яйца” имеет маркированную дату (1897). Сюрприз выполнен в популярном в то время неоклассическом стиле. Он имеет форму сердца, окаймлённого бриллиантами, покрытого землянично-красной эмалью по гильошированному фону, с выложенной бриллиантами датой «1897». Сердце располагается на шестигранной ножке, выполненной в стиле эпохи Людовика XVI, покрытой белой эмалью с росписью в виде извивающейся по спирали виноградной лозы. Ножка установлена на куполообразном уступчатом основании, покрытом красной эмалью и украшенном золотыми венками из лавровых листьев, алмазами, нарисованными веточками лавра, а также четырьмя крупными жемчужинами. При нажатии на ножку сердце раскрывается, превращаясь в трилистник клевера, покрытый изумрудно-зелёной эмалью по гильошированному фону, с узором в виде расходящихся солнечных лучей. В каждом лепестке располагается миниатюрный портрет в алмазном обрамлении: в одном – император Николай II; во втором – его супруга императрица Александра Фёдоровна; в третьем – княжна Ольга Николаевна в младенчестве. Лепестки клевера закрываются нажатием на одну из жемчужин, укреплённых на основании. Материалы недостающего яйца: вероятно, золото, эмаль, жемчуг, бриллианты, слоновая кость, акварель.

Мастер: неизвестен (вероятно, Михаил Перхин).

Маркировка: неизвестна.

Размеры: яйцо – неизвестны, сюрприз – 82 мм в высоту.

26 апреля 1978 года сюрприз “Розово-лилового яйца с тремя миниатюрами” (лот 381) за £11 019 был куплен с аукциона Кристи владельцами журнала Форбс и отправлен в Нью-Йорк по месту назначения.

В 2004 года сюрприз был продан В. Вексельбергу, по заявлению покупателя, и в этом случае более чем за $100 млн.

С 19 ноября 2013 г. “Розово-лиловое яйцо” экспонируется в санкт-петербургском музее Фаберже. Непонятно, зачем было покупать сюрприз, если 15 лет его никому не позволяют фотографировать. Размещенные выше две жалкие фотографии сюрприза к “Розово-лиловому яйцу” – всё, что существует во всемирной паутине.

1897: “Коронационное”

3 апреля 1897 “Коронационное” яичко стоимостью 5 650 серебряных рублей было даровано царём-батюшкой своей жене Александре Фёдоровне в знак памяти о состоявшейся в Успенском соборе 26 мая 1896 года коронации. 10 апреля 1909 г яйцо было размещено в кабинете Александры Федоровны в Зимнем дворце. Чуть позже, 18 апреля, Николай II подарит своей матери Марии Фёдоровне “Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами” (см. выше). Это изделие Фаберже считается высшим техническим достижением в долгой и выдающейся карьере мастера. Гильошированное солнечными лучами золотое яйцо покрыто полупрозрачной желтой эмалью и “заковано” в сплетенную из золота решетку. Решетка выполнена в виде переплетенных лавровых листьев, и на каждом перекрестии увенчана золотым двуглавым орлом с бриллиантом. На вершине яйца, внутри группы из десяти мелких бриллиантов, установлен крупный породистый бриллиантище, через который просматривается монограмма царицы в виде букв А и Ф.

Материалы: яйцо – разноцветное золото, полупрозрачная желтая и матовая черная и синяя эмаль, бриллианты, бархатная подкладка белого цвета; карета – золото, платина, клубнично-красная эмаль, бриллианты, рубины, горный хрусталь. Отсутствует подвеска (изумруд или бриллиант).

Размеры: высота яйца – 127 мм, длина миниатюры – 93 мм.

Мастер: Михаил Перхин, помощник – Хенрик Вигстрём, автор миниатюрной кареты – Георг Штейн.

Маркировка: M. П., цифра “56”, скрещенные якоря и скипетр. На внутренней поверхности яйца грубо нацарапано слово “Wigström”.

Сюрприз является точной копией императорской кареты, построенный Иоганном Бакендалом в 1793 году, и использовавшейся для перевозки Александры Федоровны на коронацию 26 мая 1896 года. Претерпев не менее пяти реставраций, карета сохранилась до наших дней. Выполненная из золота и покрытая полупрозрачной эмалью, она увенчана императорской короной из розовых бриллиантов и шестью двуглавыми орлами на крыше, оснащена гравированными окнами из горного хрусталя и платиновыми колесами, украшена решеткой с бриллиантами и золотым имперским орлом на каждой дверке. Карета прекрасно сочленена во всех частях, включая две ступеньки, которые опускаются при открытии дверок. Интерьер драпирован бледно-голубым шелком. В изящно расписанный потолок встроено бирюзово-синее бра. В центре потолка имеется крюк, на котором когда-то был подвешен крошечный изумрудный кулончик в форме яйца (нынче отсутствующий). Автор миниатюрной кареты (фото чуть выше) Георг Штейн в свои 23 года обладал настолько хорошим зрением, что мог обнаружить изъян в алмазе, просматривая его на свет. На карету-сюрприз он потратил около пятнадцати месяцев, по ходу работы постоянно посещая Музей карет в Санкт-Петербурге. Платили ему по тем временам весьма прилично – 5 рублей за рабочий день, который, правда, иногда составлял 16 часов. Стоимость кареты составила 2 250 рублей – почти половину вырученной фирмой Фаберже за весь “коронационный” комплект суммы. Интересная деталь: полученные за свою работу деньги Г. Штейн использовал для покупки гораздо более дешевого вида транспорта – велосипеда. История стоимости: 19 мая 1934 года: яичко куплено в Лондоне неким Ч. Парсонсом за £1 500;

8 июня 1935 года: продано некоему А. Брэдшоу за £1 900;

29 марта 1979 года: куплено владельцами Форбс за £532 000 фунтов стерлингов;

В 2004 году “Коронационное” было продано В. Вексельбергу, по заявлению покупателя, более чем за $100 млн. С 19 ноября 2013 г. изделие экспонируется в санкт-петербургском музее Фаберже.

1898: “Ландыши”

5 апреля 1898 года пасхальное яичко “Ландыши”, стоимостью 6 700 серебряных рублей, было подарено Николаем II супруге Александре Федоровне. Когда-то считалось, что Николай II подарил его своей матери, Марии Федоровне, но более поздние исследования показали, что яйцо было подарено именно Александре Федоровне. Матери же Николай II (тоже 5 апреля) даровал яйцо “Пеликан”, о котором речь впереди.

Яйцо (первое императорское в стиле модерн) выглядит как эмалированная полупрозрачная сфера, опирающаяся на зелено-золотые ножки и украшенная ландышами из жемчуга и бриллиантов. Стебли выполнены из зеленого золота, листья эмалированы полупрозрачным зеленым лаком по золоту. Яйцо увенчано розовым алмазом и кабошон-рубинами с двумя бантами. Это первое известное яичко Фаберже с сюрпризом, находящимся вверху яйца. Сюрприз состоит из трёх овальных миниатюр с портретами Николая II в военной форме и великих княжён, Ольги и Татьяны. Сюрприз раскрывается при помощью зубчатого механизма, и при повороте жемчужной кнопки разворачивается в веер. Поворот кнопки в противоположном направлении автоматически складывает и возвращает миниатюры внутрь яйца. Яйцо сохраняет оригинальный бархатный футляр. Мастер: Михаил Перхин, миниатюры – Иоганна Зенграфа.

Маркировка: M. П., цифра «56», скрещенные якоря и скипетр.

Материалы: золото, полупрозрачная розово-розовая и зеленая эмаль, бриллианты, рубины, жемчуг, горный хрусталь, акварель по слоновой кости.

Габариты: высота яйца – 151 мм, высота яйца с раскрытым сюрпризом – 199 мм.

История стоимости: Начало 1934 года, Лондон: куплено за £700;

19 мая 1934 года, Лондон: куплено за £2 000;

1 июля 1948 года, Лондон: куплено за £1 500;

29 марта 1979 года, Лондон: куплено за £300 000 владельцами Форбс и увезено. в Нью-Йорк;

В 2004 года “Ландыши” были проданы В. Вексельбергу, по заявлению покупателя, более чем за $100 млн. С 19 ноября 2013 г. яичко экспонируется в санкт-петербургском музее Фаберже.

1898: “Пеликан”

5 апреля 1898 года яичко “Пеликан” стоимостью 3 600 серебряных рублей было (одновременно c врученными супруге “Ландышами”) подарено Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне. Размещено оно было в одном из залов Аничкового дворца.

Гравированное золотое яйцо в стиле ампир увенчано пеликаном, окрашенным “устричной” опалесцирующей, синей и розовой эмалью. Кормящий детенышей в гнезде пеликан – символ материнской заботы. Мастер: Михаил Перхин, автор миниатюр – Иоганн Зенграф.

Маркировка: Фаберже, М. П., цифра “56”, скрещенные якоря и скипетр.

Материалы: яйцо – красное золото, бриллианты, жемчужная пыльца, серая, розовая и опалесцирующая голубая эмаль, акварель по слоновой кости; подставка – разноцветное золото.

Размеры: высота яйца – 102 мм, высота с подставкой – 133 мм, диаметр яйца – 54 мм. Яйцо разворачивается в экран из восьми акварельных миниатюр на пластинах из слоновой кости, каждая из которых находится в жемчужно-золотой овальной рамочке. На миниатюрах изображены образовательные и благотворительные учреждения, покровительницей которых была вдовствующая императрица. Яйцо сохранило свой оригинальный красный бархатный футляр.

21 июля 1947 года, по завещанию Л. Пратт, яйцо было передано в собственность Музея изобразительных искусств в Ричмонде (США), где находится и сегодня.

1899: “Букет лилий”

18 апреля 1899 года, на Пасху, Николай II вручил жене Александре Федоровне “Букет лилий”. Подарок обошелся царю в 6 750 рублей серебром.

Прямоугольный постамент и яйцевидные часы покрыты полупрозрачной эмалью из желтого золота на гильошированном основании. Часы в стиле эпохи Людовика XVI увенчаны нежным букетом лилий, вырезанных из белого халцедона. Пестики цветов украшены каждый тремя маленькими бриллиантиками, листья и стебли тонированы золотом. Посмотрите вниз – лилии как будто растут из платиновых и золотых роз с мельчайшими листочками зеленого золота. Корпус часов разделен алмазными полосками на двенадцать секций. Алмазная стрелка часов имеет форму указателя, выступающего из неподвижного основания. По периметру яйца вращается белый эмалированный пояс из двенадцати выложенных из алмазов римских цифр, указывающий время. Постамент украшен розетками и украшениями из красного и зеленого золота. Дата изготовления яйца “1899“ выложена из бриллиантов. Золотой ключик использовался для накручивания механизма. На сохранившихся ранних фотографиях изделия (Art of Carl Fabergé, Лондон, 1953, лист 301) хорошо виден кулон с рубином и розовым бриллиантом, который теперь отсутствует.

Мастер: Михаил Перхин.

Маркировка: Фаберже, М.П., ​​цифра “56”, “Я. Л.” – инициалы инспектора Якова Ляпунова из Совета по стандартам Санкт-Петербурга.

Материалы: яйцо – разноцветное золото, платина, розовые бриллианты, белый халцедон, полупрозрачная желтая гильошированная эмаль, матовая белая эмаль; пропавший кулон – рубин, розовые бриллианты.

Высота яйца – 270 мм.

“Букет лилий” хранится в Оружейной палате Кремля.

1899: “Анютины глазки”

На Пасху, 18 апреля 1899, Николай II дарит своей матери Марии Федоровне “Анютины глазки” (в этот же день своей жене он вручает “Букет лилий” – см. выше) Подарок обошелся царю в 5 600 серебряных рублей и был размещен в одном из залов Аничкового дворца. Таким образом, Пасха 1899 года обошлась Николаю Романову более чем в 12 000 рублей, уплаченных только за два яичка. Но такие расходы можно считать копеечными: по версии lovemoney Николай Романов обладал состоянием, эквивалентным сегодняшним $300 млрд.

Резное нефритовое яйцо украшено серебряными позолоченными листьями и веточками, а также розовыми бриллиантами и непрозрачными эмалированными анютиными глазками, символом памяти и привязанности. Внутри находится сюрприз – разборный золотой мольберт в форме сердца, увенчанный алмазной шестиугольной “звездой Давида” в венке и датой “1899”. Мольберт окаймлен бриллиантами круглой огранки и увенчан алмазной короной дома Романовых.

Одиннадцать полупрозрачных золотых, покрытых красной эмалью, крышек, каждая из которых имеет свою монограмму, объединены выложенной из бриллиантов буквой М. При нажатии сердца в его нижней точке крышки открываются и демонстрируют портреты членов императорской семьи. Яйцо произвело впечатление на членов жюри Международной выставки в Париже в 1900 году. Именно после этой выставки имя Фаберже получает мировую огласку и широкое признание.

“Анютины глазки” одно из немногих императорских яиц, которое осталось в частной коллекции. В 1947 году Матильда Грей покупает “Анютины глазки” за неизвестную сумму у неизвестного продавца, а позже дарит яичко своей племяннице (на годовщину свадьбы племянницы) из Нового Орлеана, у которой это яйцо сегодня и хранится. Так и живем: огромные массивы материальной отечественной культуры кочуют из Англии в США и обратно, мы же в своих выставочных залах довольствуемся «шедеврами» пост-модерна, о которых завтра все забудут. За державу обидно…

1900: “Транссибирская Железная Дорога”

9 апреля 1900 года Николай II вручил жене Александре Федоровне “Транссибирскую железную дорогу”, которая обошлась царю ровно в 7000 руб. Обратите внимание: почти каждое последующее яйцо дороже предыдущего. Трудно судить, что являлось причиной планомерного удорожания изделий Фаберже – инфляция ли, или повышение качества продукции, – но за три десятка лет стоимость пасхального яичка Фаберже возросла в семь раз: с 4 тысяч (в 1885 году) до почти 30 тысяч рублей (в 1914 году, о чем речь пойдет во второй части обзора).

Выполненная из серебра “Транссибирская Железная Дорога” имеет откидную крышку, покрытую полупрозрачной зеленой эмалью на гильошированной поверхности. Край крышки украшен инкрустированными листьями аканта. Из крышки на волю пытается выбраться золотой геральдический орел в императорской короне. На опоясывающей яйцо широкой серебряной ленте выгравирована карта России, в центральной части которой от Москвы до Владивостока проходит маршрут Транссибирской магистрали с надписью: «Великий Сибирской Железный Путь в 1900 году». Основание покрыто полупрозрачной зеленой эмалью на гильошированном основании. Яйцо поддерживается тремя отлитыми из позолоченного серебра грифонами, вооруженными мечами и щитами. Ступенчатое основание выполнено из белого оникса в форме треугольника с вогнутыми сторонами и закругленными углами. Складная миниатюрная копия транссибирского экспресса состоит из платинового с позолотой локомотива с рубиновыми фонарем и фарами, и из пяти золотых вагонов с выполненными из горного хрусталя окнами. Вагоны имеют маркировки: «почта», «только для женщин», «для курящих» и «для не курящих»; последний вагон обозначен как «часовня», и снабжен миниатюрными колокольчиками. Поезд заводится золотым ключиком, и по гладкой поверхности способен преодолеть без «дозаправки» до 15 метров. Мастер: Михаил Перхин.

Маркировка: Фаберже, М. П., ​цифра “56”, “Я. Л.” – инициалы инспектора Якова Ляпунова из Совета по стандартам Санкт-Петербурга.

Материалы: яйцо – золото, серебро, полупрозрачная зеленая гильошированная эмаль, голубая и оранжевая эмаль, оникс, бархатная подкладка; миниатюрный поезд – золото, платина, бриллианты, рубины, хрустальное стекло или, возможно, горный хрусталь. Неизвестно, где использовался указанный в выставленном счете жемчуг.

Размеры: высота яйца – 260 мм, длина миниатюрного поезда – 398 мм.

Хранится “Транссибирская Железная Дорога”, к счастью, в Оружейной палате Кремля.

1900: “Петушок”

9 апреля 1900 года Николай II вручил это яичко матери, Марии Федоровне (в этот же день Александра Федоровна получила в подарок от мужа “Транссибирскую железную дорогу” – см. выше). Обошедшийся царю в 6 500 серебряных рублей “Петушок” был размещен в одном из залов Аничкового дворца.

Яйцо покрыто гильошированной полупрозрачной фиолетовой эмалью и покоится на трёх колоннах. Циферблат со стилизованными цветочными бутонами эмалирован прозрачным зеленым лаком. Цифры наложены на круглые эмалированные плашки. Над циферблатом расположена лиственная полуарка, украшенная бриллиантами и жемчугом; под циферблатом – ажурный фартук с бриллиантами, увешанный кисточками и фруктами. Круглый постамент украшен золотыми завитками. Верх основания эмалирован матово-белым лаком, изогнутые стороны – полупрозрачным лиловым лаком.

При нажатии кнопки (в задней части яйца) открывается полукруглая золотая решетка, в которую снизу “запрыгивает” сюрприз – двигающая крыльями и клювиком птичка. Пропев свою “арию”, петушок вместе с решеткой погружается назад в яичко. На вершине решетки алмазами выложена дата “1900”. Мастер: Михаил Перхин.

Маркировка: Фаберже, М. П., цифра “56”.

Материалы: яйцо – разноцветное золото, полупрозрачная эмаль, опалесцирующая белая и серебристо-«устричная» эмаль, непрозрачная лиловая эмаль, бриллианты, рубины, жемчуг; петушок-сюрприз – золото, натуральные перья.

Высота яйца с открытым сюрпризом – 203 мм.

С доставкой яйца вдовствующей императрице произошла путаница. Фаберже отправил яйцо в Гатчинский дворец, тогда как Мария Федоровна в тот момент пребывала в Москве. Получилось нехорошо.

История стоимости: февраль 1932 года: продано в Лондоне за £150;

17 января 1934 года: продано в Лондоне за £350;

20 ноября 1973 года: с аукциона Кристи продано за £82 666 в США;

11 июня 1985 года: с аукциона Сотбис куплено владельцами журнала Форбс за $1 760 000;

в 2004 году “Петушок” был продан В. Вексельбергу, по заявлению покупателя, более чем за $100 млн. С 19 ноября 2013 г. яичко экспонируется в санкт-петербургском музее Фаберже. На этом список изготовленных фирмой Карла Фаберже в XIX столетии яиц исчерпывается.

Первым пасхальным яичком, изготовленным мастерами фирмы в ХХ веке, стала “Корзина с цветами” стоимостью 6 850 рублей, подаренная 1 апреля 1901 года Александре Федоровне Николаем II. Долгое время считалось, что пасхальный подарок 1901 года был утерян… Впрочем, не будем забегать вперед.

О судьбе трех десятков изготовленных в ХХ веке пасхальных императорских яиц вы сможете узнать из второй части нашего обзора.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх