На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Журнал ЕЩЁ

80 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия Курзаева
    Спасибо за полезную статью! 👍🙂5 способов увелич...
  • джоzef Nevazno
    Прочитаю данную статью муравьям, надеюсь поймут и уйдут. Тут раньше писали про кротов, так спешу сообщить что статья ...Как избавиться от...
  • Робинзон Робинзонов
    Да. Тёткам почти невозможно догадаться, что это не мужики плохие, а это с ними чего-то не так.Сильная или одино...

Соломон, Цезарь, Гейтс, Муса… Кто богаче? (II часть)

В заключение первой части мы рассмотрели первый из пяти не материальных факторов богатства. Состояние селезенки и мочевого пузыря, равно как и среда обитания, серьезно влияют на физическое и душевное самочувствие человека, либо ярко «подсвечивая» смысл и значение богатства, либо, напротив, погружая бытие в зловещий мрак и превращая горы золота в оттеняющий страдания хлам.

Существуют еще четыре фактора, два из которых ввиду их близости можно объединить в один, — речь идет о классической взаимосвязи между болезнью и лекарством. И то, и другое может быть очень разным, принимающим как вполне традиционные, так и самые причудливые и даже драматические формы.

Доллар лечит, денарий калечит?

2-3. Вредные привычки и медицина

К вредным привычкам оставшиеся сегодня в меньшинстве ретрограды относят пьянство, обжорство, бл блуд, табакокурение и другие нехорошие вещи. В нашем случае такой привычкой можно считать даже головотяпство , — весьма приличный и добрый французский король Карл VIII убился насмерть, с размаху тяпнувшись головой о низкую дверную притолоку. Дело случая? Свирепый Фридрих Барбаросса (его портрет чуть выше) ловил головастиков, поскользнулся, и утонул в трёх метрах от берега – подняться ему мешали тяжелые доспехи. Опять случайность? Возможно, но не более трети всех живших от древнего Вавилона до первого телефона монархов-олигархов скончались по биологическому расписанию – остальные карлы, фридрихи и людовики выстроились в длинную очередь за получением премии Дарвина (при этом не исключено, что Карла VIII с рыжим Фридрихом от окошка нобелевской кассы оттерли другие претенденты).

Два слова о вкусной и здоровой пище. В одну из обычных бездельных трапез (что это? — читайте «Безнадежный» А. Чехова)  король Мартин Арагонский набивал казенным белком брюхо до тех пор, пока не окочурился, подавившись куриными костями. Английский король Генрих I шумно испустил дух, объевшись слизистыми миногами – бедняга даже завещание не успел составить (а баксов у него было видимо-невидимо). Шведский король Адольф Фредерик (вверху) имел все шансы отойти в мир иной, как благородный рыцарь – впереди атакующей пруссаков армии с протазаном наперевес, но обожрался скандинавскими ништяками и вместо величественного ухода в вечность банально склеил ласты, как какой-нибудь Паниковский. Поговорку — «Одна маслина – злато, вторая – серебро, а третья – колики в ребро» — баски придумали как будто специально под этот случай. Кстати, сохранилось меню прощального ужина: омары, икра, теплое молоко, квашеная капуста, копчёная рыба, кабачковый суп, много булок и холодное шампанское. Интересно, какой шутник (не тёща ли?) посоветовал Адольфу запивать селедку теплым молоком? Сравните этот жуткий дембельский набор с одиноким бигмаком и баночкой кока-колы, которыми обедает Билл Гейтс, или со стаканом сока и горсткой картофеля Барака Обамы.

Для толстосумов прежних эпох, живших в замках из каристийского мрамора, поедавших белощёких казарок из золотых тарелей, и ведрами вливавших в себя густые андалузские вина чревоугодие было одном из немногих видов вип-досуга, не считая плотских развлечений, ловли блох под кафтаном и сожжения «колдунов» с «ведьмами» на городских площадях. Ни айфона, ни патефона, ни хотя бы прошлогоднего номера «Плейбоя» (который, впрочем, успешно заменяла натура в виде послушной домашней прислуги).

Что касается блудного промысла, то богохульную поговорку — «Служанка у аббата не варит, а пузата» — придумали не в Барнауле, а в католической Европе. Если даже такие благочестивые папы-аскеты, как Александр VI (на картинке ниже), Юлий II и Лев XI допроповедовались, прощу прощения, до syphilis, что говорить о менее богомольном народе? Драчливый французский монарх Франциск I страдал ровно по той же самой статье развлечений. Лишь в XIX столетии докторы ватсоны научилась худо-бедно бороться с “королевской болезнью”, как именуют сифилис экстравагантные историки. Что, кстати сказать, не спасло Авраама Линкольна, его жену и детей, которых эта болезнь не пощадила. Одной из последних жертв стал похожий на российского режиссера Иосифа Райхельгауза исполнительный директор «Коза Ностры» Аль Капоне (внизу слева), по мере развития болезни функционально превратившийся в 15-летнюю жертву ЕГЭ и скончавшийся в состоянии тяжелого  умопомрачения.  

А вот для одного из двойников В.В. Путина Людовика XII (вверху справа) роковым стало его желание поразить юную Машеньку (Мария Тюдор была младше мужа на 34 года) своими проснувшимися к пенсии эротическими фантазиями. Преставился дедушка Луи прямо на теплом боевом посту; как сказали бы в годы первой пятилетки – «сгорел на работе». Опыт освоили ушлые американские адвокаты – кто помнит фильм «Непристойное предложение», понимают, что я имею в виду.

И все же большинство состоятельных людей прошлых эпох жили по-своему счастливо, хотя – по причине слабо развитой медицины и постоянных злоупотреблений – недолго. Рискнувшему составить список богатых людей прежних эпох, умерших своей смертью, придется изрядно потрудиться. При этом следует помнить, что вплоть до XIX столетия формула власть=богатство работала в обе стороны. Это сегодня, в республиканскую эпоху, буржуинство влияет на решения политических властей через сложную систему легального и нелегального (так родилась коррупция) лоббирования, время от времени отряжая в сенат дежурных «смотрящих».

Давайте прикинем, как долго живут нынешние богатые и просто известные люди. Пятерку скончавшихся в 2018 году миллионеров беру почти наугад: создатель комиксов Стэн Ли – 95 лет;

Шарль Азнавур – 95 лет;

экс-президент США Джордж Буш – 94 года;

основатель дома “Живанши” Юбер де Живанши – 91 год;

Монсеррат Кабалье – 86 лет. Средний возраст пятерки усопших — 92 года, а вот средний возраст 9 королей династии Капетингов, которые правили Францией с 987 по 1328 год, составляет всего 38 лет. Почти как  у классиков («12 стульев») — короли «рождались лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть». Даже известные молодые современники уходят из жизни не по причине обжорства или СПИДа, и не из-за дурной медицины, а в результате преступного насилия. Так, известный фигурист Денис Тен в возрасте 25 лет был убит ножом в драке, а 20-летнего раскрученного рэпера Д. Онфроя застрелили в Майами какие-то зомби (оба погибли в 2018 году).

4. Физическая культура и спорт

Здесь-то все понятно? Олимпийские потуги греков были посрамлены Римом и быстро забыты, а о «темных веках» и вспоминать-то не хочется; короли мылись раз в жизни, а их жены и того реже — ни о каком заплыве на 100  метров брассом даже речи быть не могло. Может быть, кто-то готов предъявить средневековые гравюры Дюрера и Брейгеля с изображенными на них спортзалами и беговыми дорожками? Наиболее развитым в Средневековье «видом спорта» можно при желании считать пытки, которыми пестрят гравюры средневековых мастеров офорта. Вместо спортзала — пыточный подвал, вместо тренера — заплечных дел мастер. Конечно, поднятие на дыбу человека или его колесование тоже можно считать видом спорта (хорошо развивающим мышцы конечностей и укрепляющим морально-волевые качества как палача, так и его жертвы), но заниматься такими скучными вещами олигархи Испании, Франции и Нидерландов поручали своим «силовикам». Сегодня те же самые «силовики» почти никого не пытают, а все больше занимаются охраной личных спортзалов, теннисных кортов и плавательных бассейнов, в которых буржуи начинают и часто заканчивают рабочий день. На картинках ниже хорошо видна разница в релакс-предпочтениях древнеримского, средневекового и современного бизнесмена. 5. Образование

Можно согласиться с выводами американского социолога С. Тернера: люди с более здоровым образом жизни – более образованы. Добавить здесь нечего, тем более, что С. Тернера органично дополняют его английские коллеги: менее образованные люди быстрее стареют (подробности здесь).

Подведем краткий итог. По всем пяти пунктам, как видим, явное преимущество получили современные олигархи, — они куда здоровее своих предшественников, образованнее их, гораздо мобильнее, не болеют «королевскими болезнями» и живут раза в два дольше. Вот только богаче ли?

Структура повседневности

Прежде, чем перейти к ответам на вопросы, поставленные в первой части, попытаемся отделить богатство монарха от богатства государства, после чего составим список самых богатых людей всех времен и народов и рассмотрим его.

Государство до-индустриальной эпохи не всегда – «я», как говорил (или хотел сказать) о себе Людовик XIV. Какими методами средневековый коронованный рейдер пытался отжать чужое имущество, хорошо известно (вспомните кровавую тяжбу Филлипа IV с тамплиерами). О современных монархах и говорить нечего, хотя трактовка некоторыми специалистами определения «монарх» выглядит забавно. Аналитики «Time» задаются вопросом:

«Должны ли (в список Forbes – авт.) быть включены люди, которые получают свои деньги за счет страны, которой они управляют, например, Владимир Путин?» В 2017 году Love Money публикует «список 20 самых богатых людей всех времен», в котором 9 место неожиданно отводит Николаю II. Капитал Николая Романова заявлен, как эквивалент современным $300 млрд, а это значит, что, живи Николай II сегодня, он был бы самым богатым перцем планеты.

Экономический эксперт Д. Дэвидсон пошел еще дальше. В списке «10 самых богатых людей всех времен» (2015) он на 6 место помещает… И. Сталина, в описании указывая мотивы своего решения:

«…полный контроль над страной с 9,6% мирового ВВП. Его богатство может быть неопределенным, но нет сомнений, что личное экономическое влияние премьера не имеет себе равных в новейшей истории».

«Неопределенные богатства» нам, увы, придется игнорировать, поскольку в последнем случае, если упростить, это пять пар сапог, столовая ложка и пять шинелей, не считая набора курительных трубок. Нас интересуют состояния, которые их владельцы хоть завтра могут (или могли бы, если бы жили сегодня) потратить в салонах Farnborough Airshow или оставить в кассах Jangmi Jewelry.

При переходе к общему списку сразу же возникают вопросы. Forbes, например, утверждает, что по итогам 2017 года суммарное состояние 20 ныне живущих богатых людей составило $1,2 трлн, а согласно Блумбергу, 25 самых богатых семей мира владеют более скромным состоянием  – $1,1 трлн. Налицо конфликт и с логикой, и с арифметикой.

Разброд и шатания свидетельствуют об отсутствии общих оценочных критериев, поэтому бессмысленно пытаться натягивать данные разных аналитических групп на общий глобус, хотя в апреле 2017 года такую работу экономисты Love Money все же проделали. У них, естественно, тоже получились субъективненько, но нам особо точные цифры не нужны – нас больше интересует структура повседневности, то есть, некие «живые» активы, которые не «подразумеваются» (скажем, у Джорджа Сороса), а хорошо просматриваются в виде грубой повседневной материи. Армия короля Тимбукту Мусы І состояла из 200 000 человек, включая 25 000 всадников и 40 000 лучников. Численно это 15-17 полновесных пехотных дивизий времен Второй Мировой войны (такую армию непросто было бы выставить на поле боя даже современным крупным державам). Историки, этнографы и культурологи могут такую материю представить, описать, и каждый по-своему взвесить. Но как быть экономистам? Во сколько в современных у.е. оценить богатство Мусы I? «Вагон баксов» и «гора плюшек» не годятся — нужны хотя бы приблизительные цифры. Как долго могли бы такую армию содержать Австралия, Польша или Канада? А клан Рокфеллеров? А отдельно взятые Безос и Карнеги или даже вместе взятые Абрамович, Авен и Ротенберг с Вексельбергом? Давайте считать.

Долевой суточный сектор каждого военнослужащего США (1.3 млн) в распределении военного бюджета ($700 млрд) — более $5 000. Муса I денег на армию не жалел, но даже если суточная доля каждого бойца в общем военном бюджете составляла в пять раз меньше, содержание армии обходилось королю Тимбукту  ежедневно в $200 млн, а в год — в $70 млрд. И это без учета того, что содержание в условиях пустыни одного арабского  боевого скакуна обходилось раз в 20 дороже, чем содержание всадника, уж не говоря о стоимости одной такой лошадки.

Муса I, не перенапрягаясь, держал свою армию в состоянии мобилизационной готовности целых 15 лет — с 1312 по 1327 год, что обошлось ему более чем в $1трлн. Если для кого-то такая величина теряет материальную конкретику и превращается в абстракцию, можно иначе:  $1трлн = 12 000 тонн золота. Опять воображение пробуксовывает? Тогда представьте три железнодорожных грузовых состава по 70 вагонов с брусками золота в каждом. Вот вам и «вагон баксов»… Но армия — далеко не все, что интересовало Мусу I. В частности, король Тимбукту имел привычку путешествовать со свитой в 60 тысяч человек плюс 12 тысяч рабов, 500 из которых шли перед императором в шелковой одежде и в грубых золотых кандалах. А чтобы не было скучно, солнцеликого короля Тимбукту и богоподобного императора Мали (все это – Муса I или просто Манса Муса) сопровождал полукилометровый караван верблюдов, груженых 12 тоннами золота исключительной чистоты. 12 тонн золота сегодня можно оценить примерно в $1 млрд — этих денег армии короля Тимбукту не хватило бы даже на неделю.

 

При этом чернокожий афро-олигарх удавился бы от зависти, если бы ему сказали, каким богатством через два с половиной столетия будет обладать император династии Моголов Акбар I, состояние которого экономисты Love Money оценили, как эквивалент нынешним $21 трлн, что в сотни раз превышает состояние Билла Гейтса, и раз в двадцать — активы 25 самых богатых на сегодня семей мира. Оба царька могли бы запросто выписать из офшорного королевства Фридмана с Дерипаской и Ротенберга с Вексельбергом, добавить в эту щетинистую компанию миллиардершу Батурину , и вежливо попросить их шагать впереди колонны в шелковых халатах (кандалы на нежных женских ногах можно заменить на кроссовки «Адидас» вьетнамского производства). И пусть бы попробовали капризничать! Но и Акбар I, в свою очередь, позеленел бы от зависти, если бы узнал, каким богатством обладал император Китая Шэнь Цзун Сун, которому, кстати, тоже было кому завидовать. Но об этом — в заключительной части.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх